Анализ стихотворения Ахматовой «И в тайную дружбу с высоким…»

Те, кто лично не знал Анну Ахматову, были убеждены, что она меняет любовников чуть ли не каждую неделю. Для этого достаточно было познакомиться с творчеством поэтессе, в стихах которой фигурировали многочисленные возлюбленные. На самом деле все они были плодом фантазии Ахматовой, которая таким образом хотела досалить собственному мужу, и ей это, в конце концов, удалось. Уже в 1918 году супруги официально расторгли брак, так как были убеждены, что не созданы друг для друга.

Впрочем, когда-то и Николай Гумилев, и Анна Ахматова считали по-другому. Этот союз был весьма странным, так как Ахматова дважды отказывалась от предложения о замужестве, а Гумилев дважды предпринимал попытки самоубийства. После третьего объяснения свадьба все же состоялась, потому что начинающая поэтесса попросту решила принести себя в жертву во имя таланта жениха. Однако Ахматова не подозревала, что очень скоро по-настоящему влюбится в мужа, который к тому времени к ней охладеет. В итоге, чтобы компенсировать нерастраченные чувства, поэтесса создала целый цикл стихов, посвященных своим мнимым возлюбленным. Однако они оказались настолько яркими и романтичными, что превратили Ахматову в одного из самых популярных авторов первой половины 20 века.

В золотую коллекцию произведений о любви также вошло стихотворение «И в тайную дружбу с высоким…», написанное в 1917 году. К этому моменту Ахматова уже понимала, что ее союз с Гумилевым, который месяцами жил за границей, обречен. Однако в своих фантазиях поэтесса представляла, что ее отношения с супругом еще могут наладиться, но для этого необходимо начать все с чистого листа. Или – с невинной тайной дружбы с этим мужчиной, который «как юный орел темноглазый».

Правда, поэтесса прекрасно понимает, что дважды в одну реку войти невозможно. И если 10 лет назад отношения с Гумилевым представлялись ей, словно весенняя сказка, то теперь Ахматова признается: «Я словно в цветник предосенний походкою легкой вошла». Для нее воображаемый роман имеет огромное значение, ведь только благодаря ему она может создавать столь запоминающиеся стихи, так похожие на правду. Однако есть и еще одна причина, по которой поэтесса снова и снова обращается к любовной тематике. Все дело в том, что она испытывает к супругу весьма противоречивые чувства и пытается в них разобраться. Но против восстановления отношений с Николаем Гумилевым поэтесса совсем не против, так как убеждена, что в новом романе ее ждут «последние розы» и «прозрачный месяц», качающийся на серых облаках – символы романтики влюбленных и надежды на счастье.