Анализ стихотворения Ахматовой «Я гибель накликала милым…»

«Я гибель накликала милым…» — стихотворение, входящее в сборник «Anno Domini MCMXXI». Написано оно осенью 1921 года, во времена, трудные для Ахматовой. В конце лета Анна Андреевна похоронила хорошего друга и величайшего поэта Серебряного века Блока. Практически сразу после его смерти стала известна еще одна ужасная новость — по обвинению в заговоре против советской власти расстрелян Гумилев, бывший муж Ахматовой. С ним после развода поэтесса сохранила хорошие отношения, поэтому трагическая его гибель произвела на нее сильнейшее впечатление.

Главный мотив произведения «Я гибель накликала милым…» — мотив утраты. Раскрывается он на уровне лексики — «могилы», «кровь», «вороны». Кроме того, важнейшую роль играет звукопись. Посредством обилия «всхлипывающих» слогов в первых двух строках поэтесса будто воспроизводит плач. Так рождается атмосфера боли, отчаяния.

Есть в стихотворении и еще одна важная тема. Речь идет о могуществе поэтического дара. По мнению лирической героини, любовь ее может наслать «дикие песни», погубить. Здесь возникает очень сильный образ, заключенный в паре строк: «Как вороны кружатся, чуя горячую дикую кровь…». Перед читателями на ассоциативном уровне появляются впечатляющие картины: ведьма, кружащая на метле, валькирия, которая реет над полем боя на крылатом коне. Любовь становится причиной возникновения стихотворных откровений, способных принести смерть.

В середине произведения происходит своеобразное переключение. Мотивы утраты и могущества поэтического дара отходят на второй план. Лирическая героиня обращается к своему новому поклоннику, заставляя мужчину отказаться от ее губительной любви. При этом выбирается повелительный тон. В речи преобладают императивные глаголы: «дай», «слушай», «уйди».

В стихотворении «Я гибель накликала милым…» стоит обратить внимания на мотив предчувствия, который нередко встречается и в других произведениях Ахматовой. В его разработке Анна Андреевна остается верна традициям, заложенным русскими классиками. Согласно этой традиции, у поэта есть способность видеть сквозь время и пространство, чувствовать вещи, скрытые от обычных людей. Такой дар пугает Ахматову. Анна Андреевна не желает, чтобы ее тягостные предчувствия накликали беду на близких и родных. Таким образом мотив предчувствия перекликается с мотивом могущества поэтического дара.