Анализ стихотворения Аксакова «Вот родина моя…»

Многим с детства знакома сказка «Аленький цветочек», которую написал Сергей Аксаков. Однако мало кто знает о том, что этот литератор, критик и общественный деятель был прекрасным поэтом. Правда, он нечасто баловал своими стихами петербургский бомонд. Тем не менее, время от времени в печати появлялись рифмованные произведения этого автора, которые вызывали неизменный интерес и у критиков, и у читателей.

В 1817 году Сергей Аксаков опубликовал стихотворение «Вот родина моя…», в котором очень отчетливо прослеживаются идеи вольнодумства. К тому моменту в России зреет бунт: пройдет еще 8 лет, и группа дворян поднимет знаменитое восстание декабристов. Однако многие историки и литературные критики убеждены, что почву для него подготовили именно литераторы, одним из которых является Сергей Аксаков.

В своем стихотворении автор искренне восхищается родиной, отдавая должное благодатной земле, которая дает людям не только пропитание, но и возможность ощущать безграничное счастье, соприкасаясь с творением природы. Действительно, Россия богата и лесами, и полями, на ее территории есть горы и реки, степи и озера. «И кони резвые, несчетны табунами в них смотрятся с холмов, любуяся собой!», — отмечает поэт. Однако между строк можно уловить плохо скрытый вопрос автора о том, почему же в такой прекрасной стране далеко не все люди чувствуют себя счастливыми и свободными.

Стоит отметить, что тема классового неравенства в этот период звучит в произведениях многих русских поэтов, однако далеко не каждый из них отваживается прямо рассуждать о том, что обществу нужны кардинальные перемены. Чаще всего подобные идеи подаются в завуалированной форме, и в этом неоспоримой заслугой является деятельность цензуры, которая не пропускает в печать стихи Пушкина и Вяземского, Жуковского и Баратынского, если в них присутствует хотя бы намек на политику. Тем не менее, стихотворение Аксакова «Вот родина моя…» публикуется, что называется, «без купюр». Причина кроется в том, что цензоры попросту не обратили внимания на последнее четверостишие, в котором поэт раскрывает основную идею произведения. «Не вечно будешь ты в презрении забвенна, не вечно для одних служить ты будешь паств», — отмечает Сергей Аксаков, обращаясь к родине. Эти строчки красноречиво свидетельствуют о том, что вражда между сословиями в России уже практически достигла своего пика, если даже дворяне признают несправедливость существующей иерархии.