Анализ стихотворения Есенина «Не вернусь я в отчий дом…»

2 214 0
Rate this post

«Не вернусь я в отчий дом…» — стихотворение, относящееся к позднему творчеству Есенина. Согласно исследованиям литературоведов, написано оно в 1925 году во время пребывания поэта в бакинской больнице, где он лечился от простудного заболевания. В произведении затронут один из важнейших для Есенина мотивов — возвращение в отчий дом. Он не оставлял Сергея Александровича на протяжении всей жизни. Найти его можно даже в ранних стихотворениях. В частности, речь идет о «Я снова здесь, в семье родной…» (1916). В последние годы мотив возвращения домой начинает звучать все чаще: «Письмо матери» (1924), «Возвращение на родину» (1924), «Этой грусти теперь не рассыпать…» (1924).

Стихотворение начинается с категоричного утверждения лирического героя, называющего себя «вечно странствующим странником»: «Не вернусь я в отчий дом…». На середине произведения делается поворот на триста шестьдесят градусов. При этом еще сильнее становится печаль, пронизывающая стихотворение с первых строк. Лирический герой все-таки решает приехать в родные пенаты. И тут возникает тема смерти. В произведении утверждается, что каждому человеку свойственно стремится перед кончиной в отчий дом. Впрочем, не только людей это касается. Не зря в народе принять говорить:

Даже пес в хозяйский двор
Издыхать всегда приходит.

Интересно пересечение двух стихотворений Есенина — «Не вернусь я в отчий дом…» и «Отговорила роща золотая…» (1924). Достаточно сравнения пары строк. Отрывок, приведенный ниже, — из «Не вернусь я в отчий дом…»:

Об ушедшем над прудом
Пусть тоскует коноплянник.

Следующая строка — из «Отговорила роща золотая…»: «О всех ушедших грезит коноплянник…». Сходство очевидно даже на уровне выбранной лексики. Естественно, родственны эти стихотворения и тематически, и по настроению. Кроме того, в обоих произведениях на первый план выходит образ странника, который «пройдет, зайдет и вновь оставит дом».

Уже в стихотворении «Не вернусь я в отчий дом…» можно найти следы той депрессии, что сведет Есенина в могилу примерно через шесть месяцев после написания стихотворения. Тело поэта было обнаружено 28 декабря 1925 года в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер». Общепринятая версия смерти — самоубийство.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Rate this post
Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве — ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины.
Из биографии В. В. Маяковского
Русские поэты обогатили родной язык многими новыми словами, которые мы сегодня считаем обиходными. Благодаря стихам Игоря Северянина в наш лексикон вошло слово «бездарь», Велимир Хлебников придумал слово «изможденный» и дал название профессии летчика – до этого летчиков называли авиаторами.
Из архивов русской поэзии
Источник выражения «И ежу понятно» — вот это стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — Этот Петя был буржуй»).
Из архивов русской поэзии
Интересно, что у поэзии есть свой праздник. В 1999 году по инициативе ЮНЕСКО был учрежден Всемирный день поэзии, который отмечается 21 марта.
Абстрактное
Интересный факт: русскоязычные поэты могут использовать 5 различных стихотворных размеров, а арабские – 28.
Абстрактное
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон