Анализ стихотворения Фета «Из тонких линий идеала…»

Дебютный сборник Фета «Лирический пантеон» увидел свет в 1840 году при активном содействии критика Аполлона Григорьева. Стоит отметить, что молодой поэт пришел в литературу не в самые лучшие ее времена. Тот период в российской истории был отмечен эпохой николаевской реакции, спровоцированной неудачным восстанием декабристов. Прогрессивные умы искали выход их сложившейся неблагоприятной ситуации. Многие поэты и писатели стремились максимально сблизить творчество и реальную жизнь. Фет, напротив, в стихотворениях уходил от обыденности в царство мечты. Главными темами его лирики всегда были природа и любовь.

«Из тонких линий идеала…» написано в 1890-ом, за два года до смерти поэта. В произведении самые интимные моменты жизни человека преподносятся с нравственной чистотой и поразительным целомудрием. Редкому стихотворцу удалось бы так точно и тонко рассказать о превращении наивной девушки во взрослую женщину. В последней строке употребляется слово «грех», приобретающее у Фета особенную выразительность. Согласно Библии, Адам и Ева оказались изгнанными из рая после того, как отведали запретный плод. Афанасий Афанасьевич демонстрирует кардинально другой подход к проблеме. Героиня его стихотворения после греха попадает в рай. Как отметил Д. Благой в статье «О «Вечерних огнях»», подобный мотив не раз встречается в фетовской лирике. Стоит вспомнить хотя бы стихотворение «Утром курится поляна…» 1842 года. В нем утро сравнивается со «сном новобрачной, полным стыда и огня».

В изящной миниатюре «Из тонких линий идеала…» поэт Яков Полонский посчитал неудачным употребление слова «вдруг» в последней строке первого четверостишия. Он не понимал, почему написано именно «вдруг», а не «постепенно». На вопрос Фет ответил в одном из писем. Ответ этот стал своеобразным словом в защиту права поэта на недоговоренность, неясность. По мнению Афанасия Афанасьевича, порой стихотворцу необходимо не поднимать окончательно завесу перед зрителями, позволить им «глядеть сквозь дымку». По словам Фета, в произведении «Из тонких линий идеала…» он хотел сказать, что по внешности нереально отличить вчерашнюю наивную девицу от сегодняшней дамы, познавшей высшие дары действительной жизни. При этом выдать перемены, произошедшие с представительницей прекрасного пола, порой может только «невольное выражение» во взгляде.