Анализ стихотворения Лермонтова «Соседка»

1 341 0
5/5 - (1 голос)

В 1840 году Михаил Лермонтов несколько месяцев провел в заточении, пока военный трибунал расследовал дело о его дуэли с Эрнестом де Барантом – сыном французского посла. Именно в этот период было написано стихотворение «Соседка», которому впоследствии суждено было стать своеобразным гимном заключенных. В этом произведении поэт пренебрег традициями классического стихосложения и не стал апеллировать к тюремному опыту своих предшественников. Поэтому в стихотворении нет традиционного пафоса и высоких идей, оно написано простым разговорным языком, словно бы автор рассказывает близкому другу о своей жизни в заточении.

Лермонтов отмечает, что для него «тюремные дни будто годы» тянутся очень долго, и он не рассчитывает в ближайшее время покинуть место своего заточения. Однако его одиночество скрашивает таинственная соседка – девушка, которую он может видеть через небольшое тюремное оконце. Рассказывая о ней, поэт отмечает, что с незнакомкой у него сложились приятельские отношения: «Мы проснулись сегодня с зарей, я кивнул ей слегка головой».

Внешности своей соседки автор практически не уделяет внимания, отмечая лишь, что ее полечи украшает «полосатый платок» — символ арестантской жизни. Емкими штрихами автор воссоздает образ жизнерадостной молодой особы, называя ее «плутовка». Однако девушка явно страдает от одиночества, поэтому от былого веселья в ее характере практически не осталось следа. Автор отмечает, что она «буйную думу тая, все тоскует по воле, как я». Между тем, поэт испытывает к пленнице очень теплые дружественные чувства, признаваясь, что «разлучив, нас сроднила неволя, познакомила общая доля». В своей соседке он видит не только близкого человека, но и надежду на спасение, так как незнакомка представляется ему дочерью тюремщика. Лермонтов мечтает о том, что однажды она украдет ключи у отца, подпоит сторожей и освободит узников, а потом уйдет вместе с ними. И эта волнующая мысль согревает сердце поэта, скрашивает его одиночество и дает силы жить дальше.

Примечательно, что образ соседки в стихотворении не является вымышленным. Находясь в заключении, поэт действительно видел в окне здания, расположенного напротив его камеры, девушку, которую ошибочно принял за дочь тюремщика. На самом деле его таинственная незнакомка была дочерью унтер-офицера и принимала живое участие в судьбе проштрафившегося поэта.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

5/5 - (1 голос)
Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Русские поэты обогатили родной язык многими новыми словами, которые мы сегодня считаем обиходными. Благодаря стихам Игоря Северянина в наш лексикон вошло слово «бездарь», Велимир Хлебников придумал слово «изможденный» и дал название профессии летчика – до этого летчиков называли авиаторами.
Из архивов русской поэзии
Источник выражения «И ежу понятно» — вот это стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — Этот Петя был буржуй»).
Из архивов русской поэзии
Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина А. С. была уже немолода: «Ей шел 20-й год».
Из творчества Пушкина А. С.
Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-летняя дочь на выданье).
Абстрактное
«Любая кухарка способна управлять государством», — такого Ленин никогда не говорил. Эту фразу ему приписали, взяв из поэмы Маяковского В. В. «Владимир Ильич Ленин».
Абстрактное
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон