Анализ стихотворения Мандельштама «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…»

1 382 0
Rate this post

В поэзии Осипа Мандельштама есть несколько знаковых метафор, которые кочуют из произведения в произведения. Более того, на них, словно на тонкую нить, нанизывается все последующее повествование, благодаря чему создаются удивительные и достаточно сложные в своем восприятии образы. Одна из таких метафор была использована в стихотворении «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…», написанном в 1917 году. Само стихотворение посвящено революции, которая вызвала у поэта смесь ужаса и отвращения. Мандельштам прекрасно понимал, что за чье-то стремление к власти придется заплатить слишком высокую цену. Именно тогда в его творчестве и появился образ стрельчатого леса – метафора, которая символизирует тонкую грань между духовным и материальным миром. Именно лес является той нейтральной зоной, которая для поэта становится своеобразной отдушиной. Когда привычная жизнь летит под откос, лесная чаща превращается в надежное убежище, а сами деревья – в роскошный музыкальный инструмент. «Нам пели Шуберта», — отмечает автор, сумевший уловить в шелесте листвы знакомую мелодию. Мысленно он возвращается в прошлое и проводит параллель между собственным восприятием действительности, отмечая: «Старинной песни мир – коричневый, зеленый». Музыка в подсознании Мандельштама приобретает собственную окраску, которая соответствует оттенкам леса, где «лип рокочущие кроны с бездумной яростью качает царь лесной».

Последняя метафора перекликается с теми чувствами, которые переполняют душу поэта. Ведь «бездумная ярость» отныне окружает его повсюду, она вторгается в повседневность, неся с собой хаос, смерть и разрушение. Даже удивительная песня, подслушанная украдкой, уже не кажется автору такой упоительной и нежной. Ведь и в ней он улавливает ноты нависшей над миром угрозы. В итоге изысканная мелодия уже звучит как «песня дикая» и напоминает Мандельштаму «черное вино», вязкое, приторное и смертоносное.

Пытаясь уйти от кошмара, который преследует поэта буквально повсюду, он отправляется в лес, но не находит под сводами вековых деревьев успокоение. Мнимая тишина оказывается иллюзией, и Мандельштам с горечью восклицает: «Это двойник, пустое провиденье, бессмысленно глядит в холодное окно!». От этого поэтического образа веет безнадежностью и обреченностью. Автор действительно предчувствует, что произошло что-то неповторимое, и волшебная музыка Шуберта теперь также иллюзорна, как воспоминания детства, в которых поэт видит себя счастливым и безмятежным.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Rate this post
Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве — ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины.
Из биографии В. В. Маяковского
Русские поэты обогатили родной язык многими новыми словами, которые мы сегодня считаем обиходными. Благодаря стихам Игоря Северянина в наш лексикон вошло слово «бездарь», Велимир Хлебников придумал слово «изможденный» и дал название профессии летчика – до этого летчиков называли авиаторами.
Из архивов русской поэзии
Источник выражения «И ежу понятно» — вот это стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — Этот Петя был буржуй»).
Из архивов русской поэзии
Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина А. С. была уже немолода: «Ей шел 20-й год».
Из творчества Пушкина А. С.
Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-летняя дочь на выданье).
Абстрактное
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон