Анализ стихотворения Мандельштама «В огромном омуте прозрачно и темно…»

3 747 0
Rate this post

Душа человека многогранна, словно кристалл, и невозможно определить, какая из граней будет сиять под лучами солнца, а какая превратиться в подобие опасной бритвы. О свойствах человеческой натуры в своих произведениях нередко размышлял Осип Мандельштам, пытаясь вывести закономерность, согласно которой у людей меняется настроение и отношение к окружающему миру. Подобную тему в своих произведениях поэт затрагивал неоднократно, и стихотворение «В огромном омуте опасно и темно…», написанное в 1910 году, не является исключением. В нем автор пытается дать определение таким понятиям, как душа и сердца, а также выявить ту тонкую связь, которая существует между духовным и материальным мирами.

Душа видится Мандельштаму опасным и темным омутом, глубину которого познать дано далеко не каждому из нас. Более того, люди редко рискуют заглядывать в собственные души, боясь найти на их дне то, что хотели бы навеки спрятать не только от посторонних, но и от собственных глаз. Наоборот, все мы стремимся к свету, который просачивается сквозь «томное окно». Именно оно связывает душу с сердцем, таким беззащитным и ранимым, которое «так упорно тяжелеет» после каждого неблаговидного поступка, греховного помысла или же неприятных воспоминаний. Когда болит душа, все отражается на сердце, которое со временем начинает биться все медленнее и медленнее, пока и вовсе не останавливается под грузом жизненных забот и переживаний.

Этот путь проходит каждый человек, но далеко не всем дано осознать, что именно является первопричиной всех бед. Мандельштам убежден, что разгадка кроется в слишком снисходительном к себе отношении, ведь каждый из нас» «с притворной нежностью у изголовья стоя», постоянно «баюкает» свои обиды и горести. При этом лишь единицы посещает спасительная мысль о том, что в них они сами же и виноваты. Гораздо проще, по мнению автора, томиться тоской, не пытаясь докопаться до первоисточника, чем признаться себе в том, что та вереница проблем, неудач и душевных разочарований, преследующая каждого из нас, является следствием определенных собственных действий.

Мандельштам весьма далек от христианской религии, однако он понимает, что источником всех бед является сам человек, которые редко обращает внимание на свои недостатки, но при этом замечает их у других. Желание казаться лучше приводит к гордыне, которая, в свою очередь, оборачивается «надменной скукой», ласковое т снисходительное отношение к которой разрушает жизнь человека, наполняя ее страданиями, неудовлетворенностью и желанием доказать собственную значимость в мире, где каждый из нас подобен песчинке, но желает выглядеть айсбергом.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Rate this post
Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Источник выражения «И ежу понятно» — вот это стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — Этот Петя был буржуй»).
Из архивов русской поэзии
Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина А. С. была уже немолода: «Ей шел 20-й год».
Из творчества Пушкина А. С.
Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-летняя дочь на выданье).
Абстрактное
«Любая кухарка способна управлять государством», — такого Ленин никогда не говорил. Эту фразу ему приписали, взяв из поэмы Маяковского В. В. «Владимир Ильич Ленин».
Абстрактное
Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков.
Из биографии К. Чуковского
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон