Белый стих в русской поэзии

belyj-stihБелым стихом называют стих с отсутствием рифмы, у окончания строк которого нет созвучия. Несмотря на это, строфы записывают, учитывая требования метрики. Таким образом, для них характерно равное число стоп, и они выдержаны в одном размере. Это может быть белый ямб, белый дольник или белый анапест. Сам термин был позаимствован из английской поэтике, где стихи без рифмы именовали blank verse («blank» — сгладить, стереть, уничтожить). Родоначальник белого стиха — безрифменный стих. Он широко применялся в античной и европейской поэзии.

Первым, кто воспользовался данным жанром в русской поэзии — поэт и учёный XVIII века Василий Тредиаковский. Он увидел своеобразие в ритме, метре и размере, а не в рифме. Поэт первым начал писать гекзаметры (шестистопные белые стихи). Позже Антиох Кантемир, русский поэт-сатирик и дипломат эпохи Просвещения, занимался переводами произведений Квинта Горация Флакса, таких как «Анакреонтовы песни» и «Письма».

К поэтам начала XIX века, обращавшимся к белому стиху в своем творчестве, можно отнести Александра Пушкина, Алексея Кольцова, Василия Жуковского. Отсутствие рифмы поэты восполняют образностью, мелодичным ритмом, наличием клаузулы.

Белый стих стоит отличать от «холостого стиха». «Холостыми» называют стихи, у которых присутствуют незарифмованные строки среди рифмованных. Ввиду того, как располагаются подобные строки, различают несколько схем рифмовки. Наиболее часто употребляющаяся рифмовка типа рифмованные чётные строки и нерифмованные нечетные, впоследствии названа «гейневской». Примерами в русской поэзии таких стихов может служить трагедия «Борис Годунов» А.Пушкина. А именно момент, когда Лжедмитрий говорит монолог «Тень Грозного меня усыновила». Такая смена на нерифмованную форму подчеркивает изменения эмоционального состояния героя.

Русская поэзия позаимствовала у английской белый пятистопный ямб, в частности, у Шекспира. И закрепилась характерная черта: использование белого стиха, в основном, в драматических и лирических жанрах. Примерами могут быть «Маленькие трагедии» А.Пушкина, «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» А.К. Толстого». Литература обогащается элегиями, написанными в сходной форме и получившими распространение в первой половине XIX века. Белый четырехстопный хорей, в противовес, употребляли в эпических жанрах: в переводах В.А. Жуковского, в переводе И.А. Буниным произведения Лонгфелло «Песнь о Гайавате», в «Песни о Буревестнике» М. Горького.

Фактически все поэты «серебряного века» обращались к белому стиху: А. Блок «Вольные мысли», А. Ахматова «Божий ангел, зимним утром», «Когда человек умирает», И. Бродский «Лучше всего спалось на Савёловском» и другие. В русской поэзии употребление белого стиха в философских размышлениях, в описаниях внутренних душевных переживаний стало уже традицией.