Большаков Константин Аристархович

Большаков К. А.Родился в 1895 году в Москве в семье аптекаря (по другим данным — управляющего) Старо-Екатерининской больницы (сейчас — Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М. Ф. Владимирского).

Стихи начал писать, когда ему было 14 или 15 лет. Примерно тогда же познакомился с русским поэтом Валерием Брюсовым. В 1911 году, ещё учась в гимназии, Большаков выпустил первую книгу — сборник стихов и прозы «Мозаика». В книге явственно чувствовалось влияние Константина Бальмонта.

В 1913 году, окончив 7-ю московскую гимназию, Константин Большаков поступил на юридический факультет Московского университета.

В 1914 году поэт бросил университет и поступил в Николаевское кавалерийское училище. Окончив его, корнет Большаков оказался в действующей армии. Во время военной службы, длившейся семь лет, поэт лишь иногда печатал свои произведения в некоторых газетах и поэтических сборниках. С 1918 года Большаков воевал в Красной Армии, в конце Гражданской войны был военным комендантом Севастополя.

После демобилизации в 1922 году Большаков оставил поэзию. В дальнейшем он периодически возвращался к литературной работе как прозаик, создав несколько повестей и романов. Среди них исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова» (издан в 1929 году) и автобиографический роман «Маршал сто пятого дня», в котором воспроизведены некоторые эпизоды литературной жизни Большакова (издана только первая книга романа).

Константин Большаков входил в Союз советских писателей.

15 (или 17) сентября 1937 года Большаков был арестован. Спустя полгода года, 21 апреля 1938 года, его вместе с группой писателей и поэтов (среди них был Борис Пильняк) расстреляли.

В 1956 году Большаков был реабилитирован. 10 декабря 1956 года его посмертно восстановили в Союзе писателей СССР.

Первую книгу стихов и прозы «Мозаика» Константин Большаков издал в Москве в 1911 году. Ему тогда не было ещё и 16 лет. В книгу вошли юношеские литературные опыты автора, относящиеся к периоду 1904—1910 годов, когда Большаков учился в 7-ой московской гимназии. Художественное оформление «Мозаики» осуществил известный график Дмитрий Моор.

Стихи первого сборника Большакова в значительной степени носили подражательный характер. В них явно чувствовалось влияние Константина Бальмонта. И всё же стихи начинающего поэта вызвали тёплый отклик взыскательного Николая Гумилёва.

Не позже сентября 1913 года Большаков издал небольшую поэму «Le futur» (с иллюстрациями Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой), которая была конфискована. В том же году в издательстве «Мезонин поэзии» был напечатан сборник стихов поэта «Сердце в перчатке» (название книги автор заимствовал у французского поэта Жюля Лафорга).

С 1914 года Большаков последовательно примыкал к большинству футуристических группировок, участвовал в их мероприятиях. Он печатался в журналах («Новый журнал для всех», «Новый сатирикон», «Мир женщины») и альманахах.

Большаков разрывался между эгофутуризмом и кубофутуризмом, но постепенно выбрал последнее. В 1913—1916 годах он регулярно печатался в различных кубофутуристических альманахах — «Дохлая луна», «Весеннее контрагентство муз», «Московские мастера», а также в изданиях «Центрифуги» («Пета», «Второй сборник Центрифуги»). Большаков стал заметной фигурой русского футуризма. В 1916 году вышло сразу три сборника поэта: «Поэма событий», «Королева мод» и «Солнце на излёте».

В 1927 году Большаков издал два сборника повестей и рассказов о советской жизни, о событиях Гражданской войны, участником которой он был. Это «Судьба случайностей» и «Путь прокаженных». Последняя книга была издана «Московским товариществом писателей». В том же 1927 году московское издательство «Никитинские субботники» напечатало роман Большакова «Сгоночь».

В 1928 году в Москве начало выходить собрание сочинений Большакова (издание осталось незавершённым, вышли только второй, третий и четвёртый тома). К концу 1928 года писатель закончил исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова». В начале 1929 года книга вышла в Харькове в издательстве «Пролетарий». Роман, получивший широкое признание читателей, неоднократно переиздавался ещё при жизни автора.

В течение нескольких следующих лет писатель работал над романом «Маршал сто пятого дня», в который включил некоторые автобиографические элементы. Большаков имел намерение выпустить роман в трёх книгах. Первая — «Построение фаланги» — была опубликована Гослитиздатом в 1936 году. Рукопись второй части романа была изъята при аресте писателя и пропала в подвалах Лубянки. К работе над третьей книгой Большаков не успел приступить.

В 1961 году, в пору «оттепели», вышла книга К. Большакова «Повести и рассказы». В 2008 году в издательстве «Совпадение» переиздана книга Константина Большакова «Маршал сто пятого дня. Часть 1. Построение фаланги».

Материал взят из Википедии

Ознакомиться с творчеством Большакова Константина

5 случайных фактов
Однажды на коктебельском пляже Марина Цветаева сказала своему другу, поэту Максимилиану Волошину: "Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень". Так и случилось. Молодой москвич Сергей Эфрон - высокий, худой, с огромными "цвета моря" глазами - подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину, которую Цветаева носила потом с собой всю жизнь.
Из биографии М. Цветаевой
Самым доходным произведением для Пушкина стал его роман в стихах "Евгений Онегин". Прижизненные издания "Евгения Онегина" и отдельных его глав принесли поэту прибыль, эквивалентную 4 000 000 современных российских рублей (или примерно 135 000$)
Из биографии А. С. Пушкина
Владимир Маяковский подарил своей возлюбленной Лиле Юрьевне Брик кольцо с её инициалами — «Л Ю Б». Будучи расположенными по кругу, эти буквы складывались в бесконечное «ЛЮБЛЮ».
Из биографии В. В. Маяковского
7 июля 1965 года на Ваганьковском кладбище была похоронена советская поэтесса Вероника Тушнова. Ее сборники не лежали на прилавках книжных магазинов и не стояли на библиотечных полках. Считалось, что исповедальность ее поэзии, щемящая откровенность чувств не совсем созвучны времени коллективного энтузиазма… И даже после так называемой перестройки стихи этой поэтессы оставались в таком же непочете у издательств России.
Из биографии В. М. Тушновой
Наталья Гончарова - жена великого русского писателя А. С. Пушкина была на 10 см выше мужа. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте.
Из биографии А. С. Пушкина
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон