Оцуп Николай Авдеевич

Оцуп Н. А.Оцуп Николай Авдеевич родился в семье царскосельского фотографа. Окончил Царскосельский лицей, где несколькими классами ранее учился Н. Гумилев. После окончания с золотой медалью, в 1913 г., уехал учиться в Париж, где слушал лекции А. Бергсона, оказавшего сильное влияние на молодого поэта. Под влиянием Бергсона и Гумилёва начинает писать стихи. По возвращении на родину был зачислен на историко-филологический факультет Петербургского университета, одновременно проходя воинскую службу в запасном полку 5-й армии.

После Октябрьской революции был приглашен Горьким и Гумилёвым в издательство «Всемирная литература» в качестве поэта-переводчика; переводил Р. Саути, Дж. Н. Г. Байрона, С. Малларме. Был, наряду с Н. Гумилёвым и М. Лозинским организатором «Нового цеха поэтов», в издательстве которого вышел первый сборник стихотворений Оцупа, «Град» (1921). До конца жизни Оцуп признавал, что как поэт он очень многим обязан И. Анненскому, которым в годы своей поэтической молодости был сильно увлечен и Гумилев.

После расстрела Гумилёва принял решение покинуть Россию и осенью 1922 года выехал в Берлин, где содействовал переизданию трёх альманахов «Цеха поэтов» и выпуску четвёртого. Вскоре перебрался в Париж, где выпустил второй стихотворный сборник, «В дыму» (1926), послужившего вступлением к следующему произведению Оцупа, поэме «Встреча» (1928).

В 1930 году основал журнал «Числа», посвященный вопросам литературы, искусства и философии и послуживший стартовой площадкой для множества молодых представителей русской эмигрантской литературы. В 1939 году вышел единственный роман Оцупа, «Беатриче в аду» — о любви богемного художника к начинающей актрисе.

В начале Второй мировой войны Оцуп записался добровольцем во французскую армию, больше полутора лет находился в плену, совершил два побега из концлагерей и с 1943 года принимал активное участие в итальянском Сопротивлении, за что был удостоен военных наград. По окончании войны преподавал в парижской «Эколь Нормаль», где в 1951 защитил докторскую диссертацию, посвященная Гумилёву, первая значительная научная работа о поэте. Подготовил к печати том «Избранного» Гумилёва. Как литературовед Оцуп обращался к наследию Гумилёва и в дальнейшем: большой мемуарный очерк о нем вошел в его книгу воспоминаний Современники (1961), где представлены также очерки и критические статьи, посвященные И. Анненскому, Ф. Сологубу, А. Блоку, А. Белому, Замятину, Маяковскому, Есенину, Пастернаку. В 1950 выпустил монументальный «Дневник в стихах. 1935—1950», поэму лирико-эпического плана, написанную десятистрочными строфами и призванную передать определяющее свойство эпохи — ее эклектизм, исключающий возможность последовательного энциклопедичного обзора века. Последняя прижизненно опубликованная работа — поэма «Три царя» (1958).

Последние годы жизни Оцуп много сил отдавал попыткам обоснования эстетической программы и философских предпосылок нового направления, которое он назвал персонализмом, опираясь на идеи и терминологию Н. Бердяева.

Николай Авдеевич Оцуп скоропостижно скончался от разрыва сердца в Париже 28 декабря 1958, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Посмертно издан двухтомник стихотворений Оцупа «Жизнь и смерть» (1961, Париж), два сборника его исторических и публицистических работ.

Материал взят с сайта www.ouc.ru

Ознакомиться с творчеством Николая Оцупа

5 случайных фактов
Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве — ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины.
Из биографии В. В. Маяковского
Русские поэты обогатили родной язык многими новыми словами, которые мы сегодня считаем обиходными. Благодаря стихам Игоря Северянина в наш лексикон вошло слово «бездарь», Велимир Хлебников придумал слово «изможденный» и дал название профессии летчика – до этого летчиков называли авиаторами.
Из архивов русской поэзии
Источник выражения «И ежу понятно» — вот это стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — Этот Петя был буржуй»).
Из архивов русской поэзии
«Любая кухарка способна управлять государством», — такого Ленин никогда не говорил. Эту фразу ему приписали, взяв из поэмы Маяковского В. В. «Владимир Ильич Ленин».
Абстрактное
Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков.
Из биографии К. Чуковского