Яхонтов Александр Николаевич

Яхонтов АлександрАлександр Николаевич Яхонтов – даровитый русский поэт и переводчик, земский деятель и один из малозаметных, но полезных работников в области народного просвещения; родился в 1820 г. в Петербурге; детские годы провел в родовом имении, селе Комне (близ Пскова); там в 1825 г. ему, пятилетнему мальчику, пришлось видеть Пушкина, который в это время жил в селе Михайловском, и прочесть перед ним несколько стихотворений, принадлежащих перу великого поэта. Получив под руководством домашних учителей элементарные познания в грамоте, Яхонтов одиннадцати лет был привезен в Петербург и отдан в число воспитанников Благородного пансиона (ныне 1-я гимназия), состоявшего при университете, но в нем пробыл лишь до начала августа 1832 г., когда, как один из лучших и наиболее способных учеников, был переведен в Царскосельский лицей. Здесь именно и начались его первые занятия литературой.

Под влиянием преданий о лицейских годах поэта вместе с некоторыми из своих товарищей начал составлять рукописный журнал «Денница» (вышел один номер в 1835 г. и сохранился единственный экземпляр, в его бумагах), в котором поместил несколько первых своих стихотворных опытов.

Точно так же, будучи еще лицеистом, он перевел отрывок из первой части «Фауста» Гете, а именно – последнюю сцену в тюрьме, и начало драмы Лессинга «Эмилия Галотти». Характерно, что к выпускному экзамену, вместо обычного сочинения на заданную тему, поэт представил сделанный гекзаметрами перевод известного рассказа из «Метаморфоз» Овидия – «Нимфа Каллистона», – и он был вполне одобрен.

Курс лицея Яхонтов кончил в 1838 г. с чином IX класса и после годичного «наслаждения жизнью и свободой» должен был поступить на службу, хотя к ней не чувствовал никакой склонности.

Его тянуло к литературе, но семейно-родовые традиции и общественный взгляд того времени на всякого неслужащего дворянина как на ненормальное исключение заставили его поступиться своими вкусами и облечься в вицмундир.

Однако в течение всей своей последующей жизни на свою служебную деятельность, по крайней мере поскольку она оставалась в стенах департаментских канцелярий, он смотрел лишь как на печальную необходимость и все свободное время спешил отдать литературным занятиям.

Службу свою Александр Николаевич начал в первом департаменте министерства государственных имуществ и оставался в нем до 1842 г., когда отправился в шестимесячное путешествие по Западной Европе.

По возвращении в Петербург он перевелся в департамент железных дорог, где пробыл до 1851 г. сначала столоначальником, а потом переводчиком и чиновником для иностранной переписки.

С 1851 г. поэт по семейным обстоятельствам должен был переселиться в Псков; там он занимал место советника палаты государственных имуществ вплоть до 1858 г., когда по приглашению тогдашнего попечителя Петербургского учебного округа П. А. Шетнева принял на себя должность директора Псковской гимназии.

Почти десятилетняя (до 1867 г.) его деятельность в качестве директора гимназии выработала в нем глубокое убеждение в ненормальной постановке классического среднего образования, односторонности которого он впоследствии осмеял в одном из своих сатирических произведений: «Классик и реалист». Начиная с 1877 г. Александр Николаевич состоял членом псковского уездного училищного совета и попечителем городской школы, основанной в память освобождения крестьян.

Но главная его заслуга в области народного образования состоит в составленных им по поручению Комитета Грамотности и Постоянной Комиссии для народных чтений популярных книжках для низших слоев населения.

Эпоха реформ и открывшиеся новые горизонты общественной деятельности побудили поэта отказаться от службы чиновником и посвятить себя службе по выборам.

В 1869 г. он был избран в псковские уездные предводители дворянства, в 1877 г. – в председатели псковской уездной земской управы, которым пробыл два трехлетия, до 1883 г., а в этом году вновь был избран в уездные предводители, в звании которого оставался до 10 августа 1890 г., когда по болезни должен был выйти в отставку.

Одно время он состоял также почетным мировым судьей и гласным псковского губернского земского собрания.

В начале 1889 г. в Пскове состоялось празднование 50-летия его служебной деятельности; умер он 12 октября 1890 г. в своем имении близ Пскова.

Яхонтов был поэт второстепенный, но чуткий, наблюдательный, тонко чувствовавший, отзывчивый, и ему нельзя отказать в задушевности, мягкости, искренности и выразительности.

Ознакомиться с творчеством Яхонтова Александра

5 случайных фактов
После начала Второй Мировой войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась.
Из биографии М. Цветаевой
7 августа 1921 г. ушел из жизни один из самых заметных поэтов-символистов Серебряного века Александр Блок. Ему было 40 лет. Весной 1921 г. он почувствовал себя неважно, после у него поднялась температура и за 78 дней он скончался, оставив в недоумении родных и врачей, которые так и не смогли поставить ему диагноз.
Из биографии А. А. Блока
Однажды на коктебельском пляже Марина Цветаева сказала своему другу, поэту Максимилиану Волошину: "Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень". Так и случилось. Молодой москвич Сергей Эфрон - высокий, худой, с огромными "цвета моря" глазами - подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину, которую Цветаева носила потом с собой всю жизнь.
Из биографии М. Цветаевой
Самым доходным произведением для Пушкина стал его роман в стихах "Евгений Онегин". Прижизненные издания "Евгения Онегина" и отдельных его глав принесли поэту прибыль, эквивалентную 4 000 000 современных российских рублей (или примерно 135 000$)
Из биографии А. С. Пушкина
Владимир Маяковский подарил своей возлюбленной Лиле Юрьевне Брик кольцо с её инициалами — «Л Ю Б». Будучи расположенными по кругу, эти буквы складывались в бесконечное «ЛЮБЛЮ».
Из биографии В. В. Маяковского