Жулёв Гавриил Николаевич

Жулёв Гавриил Николаевич родился в 1836 г. в семье разночинца.

Получил театральное образование и некоторое время выступал в Александринском театре (с 1852) и на провинциальной сцене. О его первых сценических успехах вспоминали современники, замечая, впрочем, что успешной его карьере помешали режиссер Е. Воронов и начальник репертуарной части петербургских императорских театров П. Федоров, которые особенно «не взлюбили Жулёва за то, что он сотрудничал в «Искре» и информировал редакцию журнала о всех закулисных тайнах и интригах».

Начало литературной деятельности Гавриила Николаевича связано с появлением его стихотворений в «Искре», где он печатался весьма часто и первыми стихотворениями привлек сочувственное внимание В. С. Курочкина. Сотрудничал поэт и в других популярных сатирических журналах (с 1865): в «Будильнике», «Петербургской газете», «Петербургском листке», «Стрекозе». Большинство его стихов опубликовано под псевдонимом «Скорбный поэт», «Дебютант», «Гусь», «Добронравный».

В 1863 вышел его первый сборник стихотворений под заглавием «Песни Скорбного поэта». Мастерски изображаемые эпизоды обыденной жизни, пестрый калейдоскоп героев, остроумное вышучивание мещанских предрассудков, сатирические выпады против устоявшихся обычаев чиновничьей, бюрократической среды, сочувственное отношение к простым работящим людям — вот темы, составляющие содержание поэзии Жулёва. Легкий, искрометный стих, часто меняемый размер, изящество и разнообразие куплетов и строф в стихотворениях поэта обусловили большую популярность сборника в кругу демократически настроенных читателей. Отдельные стихотворения превратились в романсы и долго удерживались в эстрадном репертуаре («Карьера», «У старушки нанимал я себе каморку…»). Многие первые стихотворения поэта представляют, как писала «Искра», лирическую исповедь бедняка, «весело трунящего над собой хохочущего непринужденно и смело над хлыществом и богатой наглостью». Современники недаром называли Гавриила Николаевича «беранжеровцем».

Щедрин сдержанно отозвался о первой книжке Жулёва, но и он, отмечая в ней «частицу остроумия», особо рекомендовал «веселую пьеску» «Литературные староверы», в которой поэт зло и язвительно посмеялся над ходячими нападками литературных консерваторов на молодую прогрессивную литературу.

В 1871 Гавриил Николаевич издал новый сборник стихов «Ба! знакомые все лица! Рифмы Дебютанта (Скорбного поэта)», подчеркнув преемственность объектов его сатирического осмеяния. Не прибавивший чего-либо существенно нового к уже сложившейся художественной манере поэта, сборник все же интересен разнообразием тематики и общей демократической направленностью. Царский цензор усмотрел в этой книге стихов поэта «изображение в самом отвратительном виде отношений начальников и подчиненных». Недовольство цензуры вызвало и опубликование стихотворения, посвященного памяти Добролюбова. К лучшим стихам сборника относятся резко разоблачительные куплеты, высмеивающие прикрытый маской благочестия и порядочности разврат и непристойность представителей так называемого высшего света.

Гавриилу Николаевичу принадлежит и ряд пьес (в большинстве случаев созданных в соавторстве с Н. А. Лейкиным, А. А. Соколовым, И. Е. Чернышевым, А. Сазоновым). Наибольшим успехом пользовался водевиль Жулёва и С. Н. Худекова «Петербургские когти».

Многие особенности сатиры Жулёва Г.Н. — создание переходящей из стиха в стих сатирической маски, умение изобразить смешные и вызывающие презрительное отношение своей нелепостью бытовые неурядицы мещанской среды — предваряют поэзию Саши Черного. Современники отмечали также редкостное умение поэта «разговаривать» стихом без малейшей натяжки, считали его стихи образцом стихотворной простоты.

Умер в 1878 г. в Петербурге.

Материал взят с сайта www.znaniy.com

Ознакомиться с творчеством Гавриила Жулёва

5 случайных фактов
Первая дуэль А. С. Пушкина случилась в лицее, а вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина могла не стоить выеденного яйца — например, в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого-нибудь подлецом, и, конечно, это заканчивалось стрельбой.
Из биографии А. С. Пушкина
Еще у Пушкина А. С. были карточные долги, и довольно серьезные. Он, правда, почти всегда находил средства их покрыть, но, когда случались какие-то задержки, он писал своим кредиторам злые эпиграммы и рисовал в тетрадях их карикатуры. Однажды такой лист нашли, и был большой скандал.
Из биографии А. С. Пушкина
А вот что пишут о Пушкине А. С. иностранцы. Оказывается, Евгений Онегин — это вообще первый русский роман (хотя и в стихах). Так написано в «Британской энциклопедии» редакции 1961 года. Там же написано, что до Пушкина русский язык был вообще не пригоден для художественной литературы.
Из биографии А. С. Пушкина
В России в 1912 и 1914 годах выходили сборники стихов Пушкина, которые теперь стали библиографической редкостью: составителем сборников был некий В. Ленин, а предисловие написал А. Ульянов. Ленин — был псевдоним издателя Сытина (его дочку звали Еленой), а литературовед Ульянов был просто однофамильцем.
Из биографии А. С. Пушкина
Интересный факт: существуют слова, к которым невозможно подобрать рифму в принципе, например, выхухоль, туловище, проволока, заморозки и т.д.
Абстрактное
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон