Лирическое отступление: типы, роль в литературе

26 0

Часто, читая произведения, можно столкнуться с особой манерой повествования: авторы как будто отвлекаются от основного сюжета, действия, выставляя напоказ свои личные размышления, переживания, воспоминания или непосредственно обращаются к самому читателю. Такой литературный прием называется лирическое отступление.

Если давать этому понятию точное значение, то оно будет звучать так: лирическое отступление – это композиционно-стилистический элемент произведения, представляющий собой рассуждения, мысли либо выражение чувств писателя, в которых отражается его непосредственное (или косвенное) отношение к самому сюжету.

Типы лирических отступлений

Лирическое отступление принято делить на несколько групп:

  1. Авторское.
  2. Критико-публицистическое.
  3. Отступления на житейские темы.
  4. Образ лирического.
  5. Отступления на гражданские темы.
  6. Смешанное.

Авторское отступление, как правило, содержит в себе непосредственное выражение мыслей автора на происходящее. Для него характерен резкий обрыв повествования, неожиданный переход на комментарии писателя по поводу совершенных персонажами поступков, или же его отношения к происходящим событиям в обществе того времени, описания эпохи, когда происходят действия.

Включая в свои произведения такой прием, автор демонстрирует свободу и неподчинения правилам последовательного изложения, замедляет все происходящие действия, устанавливает свой темп. Применение подобного литературного приема характерно больше для лирико-романтических поэм.

Яркие примеры можно найти в поэмах Байрона, Баратынского и Лермонтова.

Пример лирического отступления в произведении М. Ю. Лермонтова

Поэма Пушкина «Евгений Онегин» практически полностью построена на чередовании авторских отступлений, например, в первой главе мы читаем о воспоминаниях первой любви, которая приходит еще в юности, автор иронически рассуждает о «ножках»; в главе 7 представлен собирательный образ столичной «красавицы». Глава 8 берет своё начало с биографических замечаний автора, тем же и заканчивается. А в «Отрывках из путешествий Онегина» Александр Сергеевич рассуждает о переосмыслении романтических ценностей, об их изменчивой и непостоянной натуре.

Критико-публицистические отступления представляют собой некий монолог в адрес читателя о стилях и жанрах в литературе. В процессе самого написания произведения автор делает свои замечания, делится соображениями с нами по поводу того, как лучше его писать. Смыслом этого отступления становится поиск нового стиля, манеры изложения событий.

Если буквально воспринять утверждение самого А.С. Пушкина о том, что «роман требует болтовни», то следующий тип лирического отступления – разговоры на житейские темы — как раз отражает смысл сказанного. В подобных отступлениях в центре внимания рассуждения о семье, любви, детях, браке, дружбе, верности, образовании, моде, нравах и т.п. Нередко автор высказывается на подобные темы через монологи своих героев.

Образ лирического включает в себя отступления, раскрывающие внутренний мир героев, их настроения, также это могут быть и пейзажные зарисовки.

Отступления на гражданскую тему посвящены описываемым историческим событиям, взаимоотношениям в обществе, общественным течениям и т.д.

Смешанный тип лирического отступления вмещает в себя своего рода смесь из вышеперечисленных типов, или же какие-то факты из биографии автора.

Лирические отступление является неотъемлемой и важной частью произведения. Через них автор приоткрывает незримый, тонкий мир своих душевных переживаний, чувств, мыслей, отношения к людям, любви, родине, нравственным ценностям, доброте.

Дает возможность проникнуться в глубину произведения, понять его идею, замысел и, возможно, взглянуть по-новому на какие-то жизненные ситуации. Вот в чем заключается роль лирических отступлений.

Лирическое отступление в литературе

Лирическое отступление в литературе достаточно широко распространено, как в классической, так и в современной. Их ценность нисколько не меньше, чем основная часть произведения.

Лирические отступления произведений русских авторов многочисленны, образцами могут служить роман Толстого «Война и мир», Шолохова «Тихий Дон», поэма Ахматовой «Поэма без героя», поэма Вознесенского «Треугольная груша», поэма Гоголя «Мертвые души» и другие.

Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Лирические отступления в «Мертвых душах» являются неотъемлемой частью всего произведения, монологи автора занимают львиную долю всего содержания. Благодаря чему мы чувствует присутствие автора на каждой странице. Читая поэму, по ходу происходящих событий мы с нетерпением ждем колких, точных замечаний автора, его личного мнения, оценки поступков. Сам автор становится необходимым проводником, безмолвным собеседником. Лирические отступления поначалу касаются лишь самих героев, но по мере развития событий тем становится больше.

Рассказывая о Манилове и Коробочке, автор прекращает своё повествование, отходит на второй план, давая нам самостоятельно прочувствовать созданную атмосферу той жизни. Отступление в момент рассказа о Коробочке, предстает перед читателем сравнением с «сестрой из общества аристократов», которая схожа с помещицей-хозяйкой, невзирая на смену своего облика.

Примером лирического отступлением в поэме несколько иного характера, отнюдь не относящегося к персонажам, встречается в заключение главы 5, где автор рассуждает о целом русском народе, о его могуществе, силе. Может показаться, что совершенно нет связи между этим лирическим отступлением и основными событиями произведения, однако именно они и несут в себе смысловую нагрузку поэмы: настоящая Россия – это всем не ноздрёвы, коробочки и собакевичи, а целый народ, могучий и неодолимый.

Лирический образ хорошо раскрыт в начале главы 6, в которой Гоголь ностальгически высказывается о юности, о своем восприятии жизни в молодые годы.

Неодобрение автора и даже его презрение к низким желаниям, чувствам и стремлениям Плюшкина ощущается в обобщающей фразе: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!».

Мнение автора об искусстве, к людям из верхов общества, о самом обществе, которое неминуемое делится на две нравственно противоположные категории, представлено в главе 7. Здесь же и развернутая тема России, где с одной стороны “бедно, разбросано и неприютно”, а с другой — «только здесь и могут рождаться богатыри». Воспета авторам и природа, говоря о дороге и несущейся тройке лошадей, перед нами, как перед путешественниками, предстают осенние картины, широкие просторы.

Таким образом, все лирические отступления в «Мертвых душах» наполнены патриотизмом, переживаниями автора о русском народе, его судьбе, нравственных ценностях и моральном воспитании. А самый важный вопрос: “Русь, куда ж несешься ты?” – автор оставляет для нас, читателей, чтобы задуматься и самому решить, каков же будет ответ.

Лирическое отступление: типы, роль в литературе
Понравилось?
Понравилась статья? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует эту статью!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Наталья Гончарова - жена великого русского писателя А. С. Пушкина была на 10 см выше мужа. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте.
Из биографии А. С. Пушкина
Пушкину А. С. принадлежит не менее 70 эпиграфов, Гоголю и Тургеневу И. С. – более 20.
Из архивов русской поэзии
Иногда Пушкин А. С. писал стихи на заказ, например стихи в честь принца Оранского или ода «На возвращение государя императора из Парижа».
Из архивов русской поэзии
Русский поэт и дипломат 18 века Харитон Макентин писал под псевдонимом Антиох Кантемир, который являлся анаграммой его имени.
Из архивов русской поэзии
В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей А. С. Пушкин много рассказывал своим друзьям о ней и при этом обычно произносил: «Я восхищен, я очарован, короче – я огончарован!».
Из биографии Пушкина А. С.
© 2008 - 2018 Сборник русской поэзии "Лирикон"