Алмазов Борис Николаевич

Алмазов Б. Н.Алмазов Борис Николаевич — известный поэт, род. 27-го октября 1827 г., в гор. Вязьме, Смоленской губ., ум. 3-го апреля 1876 г. в Москве. Отец его, Николай Петрович, по рождению и состоянию принадлежал к высшему кругу московского общества; мать, Евдокия Петровна Зубкова, была женщиной весьма образованной и религиозной. Родоначальником дворян Алмазовых является известный думный дьяк Ерофей Иванов, по прозванию Алмаз, любимец царя Алексея Михайловича, два раза управлявший посольским приказом и в 1661 году сделанный печатником.

Детство Алмазов провел в родовом имении, селе Караваеве, Сычевского уезда, и на 12-м году поступил во второй класс 1-ой московской гимназии, причем в качестве пенсионера жил у директора ее, M. A. Окулова. Из 4-го класса гимназии Алмазов перешел в пансион Энвеса, откуда в 1848 году поступил по экзамену на юридический факультет Московского университета. Увлекаясь здесь лекциями Грановского, Кудрявцева, Крылова и других талантливых профессоров того времени, Алмазов, вместе с тем, был постоянным посетителем Малого театра и страстным почитателем Мочалова и Щепкина; он мечтал о славе актера, участвовал в нескольких любительских спектаклях и обнаружил сценические способности. В это время он сошелся и подружился с Островским, Писемским, П. М. Садовским и др. К сожалению, университета Алмазову не удалось окончить: со второго курса он был уволен за невзнос платы за слушание лекций, не получая почти никакой поддержки от отца, состояние которого клонилось к полному разорению. По выходе из университета, начиная с 1851 года, Алмазов почти всецело посвятил себя литературной деятельности, если не считать кратковременной службы его (1854—1861) сначала в канцелярии попечителя московского учебного округа, а затем в конторе московской синодальной типографии, откуда он вышел в отставку в чине губернского секретаря.

Первые литературные опыты Алмазова появились в «Москвитянине» 1851 года, под псевдонимом Эраста Благонравова. Это были полемические фельетоны против петербургских журналов и, главным образом, против «Современника»; в этих фельетонах впервые встречаются стихотворные пародии Алмазова, нередко довольно остроумные, на Пушкина, Лермонтова, Панаева и Некрасова. Алмазов был одним из деятельных сотрудников так называемой «молодой редакции» «Москвитянина» до его прекращения в 1856 году. Эту «молодую редакцию», между прочим, составляли: А. Ф. Писемский, А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, и др. Кроме фельетонов, Алмазов писал в «Москвитянине» и небольшие обозрения текущей журналистики. После «Москвитянина» он помещал свои произведения в стихах и прозе: в «Библиотеке для Чтения», сборнике «Утро» (кроме стихотворений, две большие статьи «О поэзии Пушкина» и «Взгляд на русскую литературу 1858 г.»), в «Детском журнале», в «Русском Вестнике», в юмористических журналах: «Развлечение», «Зритель», «Заноза» и «Искра», по большей части под псевдонимом Б. Адамантова; в «Беседе в обществе любителей российской словесности», в «Заре» и «Семейных Вечерах», в «Русском Архиве» 1875 г. (статья о Писемском) и, наконец, в «Газете Гатцука», где появилась (в 1875 г.) повесть «Катенька», несколько небольших критических статей и стихотворение.

Прекрасно владея стихом, всегда звучным, легким, богатым рифмою, ясным и точным, Алмазов составил себе известность преимущественно юмористическими и сатирическими стихотворениями, хотя заслуживали также внимания его переводы и несатирические произведения. Не задаваясь мыслью о буквальной передаче всех подробностей и оттенков подлинника, Алмазов стремился лишь к тому, чтобы ярко передать основную мысль. Таким образом он переводил лирические и антологические стихотворения Шиллера, Гете, А. Шенье, А. де-Мюссе; кроме того, он исполнил целый ряд переложений поэтических памятников средневековой французской и испанской литератур. Самым крупным среди переводов является древне-французская поэма «Роланд» («La chanson de Roland»), написанная прекрасным белым стихом. Для характеристики политических воззрений Алмазова весьма важны стихотворения «Русь и Запад», «Старая русская партия», «Русскому Царю» и «Нашим зарубежным братьям»; в которых сказался человек, проникнутый любовью к родине, отстаивающий исконные начала русской жизни. На возвышенные темы написаны стихотворения: «Покаяние», «Истина», «Ничтожество», «Проза», обнаруживающие человека глубоко верующего также, как и стихотворные переложения для народа житий святых — «Отшельник», «Щедрый богач», «Мария Египетская». В своих сатирических произведениях — поэма «Социалисты», «Бескорыстный реформатор», «Ученый нашего времени», «Ночная беседа» и др.

Алмазов по преимуществу осмеивает умственное брожение шестидесятых годов, а также шаткость убеждений нашего общества, склонность увлекаться всякими заносными идеями, совершенно чуждыми русской жизни. В шуточных стихотворениях Алмазов то с незлобивым юмором осмеивает комические стороны русской жизни, то создает остроумные пародии, то касается мелочей литературной и журнальной жизни шестидесятых годов, причем делает ряд остроумных и метких характеристик тогдашних журналистов. Таковы, напр., стихотворения: «Учено-литературный маскарад», «Спор», «Московский поэт и петербургский обыватель», «Похороны «Русской Речи», имевшие большой успех при своем появлении.

В 1874 году появился объемистый том «Стихотворений» Алмазова, в который вошло почти все, что он писал стихами. В 1892 году «Сочинения Б. Н. Алмазова» вышли в Москве в 3-х томах, причем первые два заняты стихами, а последний — прозою.

В последние годы своей жизни много переводил. Алмазов известен главным образом пародиями на писателей. В критических статьях Алмазов часто выступал поборником так называемого «искусства для искусства».

Материал взят с сайта www.biografija.ru

Ознакомиться с творчеством Алмазова Бориса

5 случайных фактов
Источник выражения «И ежу понятно» — вот это стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — Этот Петя был буржуй»).
Из архивов русской поэзии
Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина А. С. была уже немолода: «Ей шел 20-й год».
Из творчества Пушкина А. С.
Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-летняя дочь на выданье).
Абстрактное
«Любая кухарка способна управлять государством», — такого Ленин никогда не говорил. Эту фразу ему приписали, взяв из поэмы Маяковского В. В. «Владимир Ильич Ленин».
Абстрактное
Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков.
Из биографии К. Чуковского
© 2008 - 2019 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон