Кони Фёдор Алексеевич

Кони Ф. А.Кони Федор Алексеевич родился в 1809 в Москве в семье богатого московского купца.

Воспитывался сначала дома, а потом окончил один из лучших частных пансионов Москвы — Воспитательно-учебное заведение благородного юношества и медицинский факультет Московского университета.

В 1829 еще студентом он перевел мелодраму В. Дюканжа «Смерть Калхаса». Пьеса была поставлена на сцене Малого театра и имела успех. С этого времени начинается систематическая работа молодого автора для театра.

С 1832-1837, Федор Алексеевич Кони написал несколько переделанных с французского водевилей с оригинальными куплетами, комедию «В тихом омуте черти водятся» (1834), водевили «Иван Савельевич» (1835), «Женишок-горбунок» (1835) и другие.

Первые произведения Кони не выходили за рамки традиционного для русской сцены водевиля. В большинстве своем они были подражательными и лишены глубокого содержания. Однако в ряде оригинальных водевилей Кони делает попытку отразить отдельные явления русской действительности, показать нравы представителей различных слоев общества. Кое-где у него звучат элементы социальной сатиры, острие которой было направлено против наиболее отвратительных порядков самодержавно-крепостнической России (например, в водевиле «Принц с хохлом и бельмом»).

Литературные занятия Кони Ф.А. успешно сочетал с преподаванием истории сначала в 1-м Московском, а затем во 2-м С.- Петербургском кадетских корпусах. Результатом педагогической деятельности Кони явилась учебная книга в двух томах: «Животный мир, или Взгляды на природу науки, искусства и человека» (1839), «История Фридриха Великого» (1844).

Кони не переставал работать для театра. Его водевили и комедии «Женская натура» (1839), «Деловой человек» (1840), «Беда от сердца и горе от ума» (1851) и другие с успехом шли на сценах Петербурга и Москвы. Несмотря на то, что в произведениях Кони Ф.А. встречались традиционные типы (сухари-чиновники, молодые повесы, обманутые мужья…), а также традиционные ситуации (путаница имен и паспортов, шкафы с любовниками, переодевания…), тем не менее, драматург, блестяще зная законы и технику сцены, умел превратить свои водевили в яркие и красочные представления. Живые и остроумные куплеты, каламбуры и остроты из водевилей Федора Алексеевича были не лишены общественного содержания и пользовались популярностью среди зрителей.

В произведениях писателя чаще стали появляться реалистические тенденции, сближавшие его с «натуральной школой». Он выступает против представителей светского общества, угодничества и раболепия чиновников, осуждает взяточничество, продажную журналистику, реакционных литераторов.

Особое место среди произведений Кони занимает водевиль «Петербургские квартиры» (1840), близкий по своему характеру к реалистической комедии. Несмотря на то, что здесь присутствуют все стандартные водевильные приемы: переодевания, записки, всякого рода недоразумения, однако главное здесь заключается в ярком изображении нравов реакционной журналистики николаевского времени.

Интересным фактом биографии писателя является его знакомство в начале 1840-х гг. с Некрасовым, которому Кони Ф.А., тогда уже известный литератор, оказал немалую помощь. Он был первый, кто оценил дарование молодого поэта и привлек его к сотрудничеству в театральных журналах, натолкнул на мысль написать несколько водевилей, помог материально. Обо всем этом Некрасов позднее вспоминал с глубокой благодарностью.

Человек широко образованный, Кони был не только писателем-водевилистом, но и вдумчивым критиком, серьезным исследователем-театроведом. Его статьи, заметки, очерки печатались на страницах многих газет и журналов («Литературная газета», «Пантеон», «Репертуар и Пантеон всех русских и европейских театров» и других).

Был Кони известен и как поэт. Однако его стихи, написанные в жанре элегий и романса, мало отличались от произведений эпигонов романтизма 1830-х гг. и прошли незамеченными. Только стихотворение «Гондольер молодой» (1835), положенное на музыку, долгое время пользовалось популярностью.

В конце 1840-х гг. Кони Федор Алексеевич оставляет педагогическое поприще и всецело отдается литературной работе. Он становится редактором-издателем обновленного журнала «Пантеон», а после его закрытия сотрудничает в журнале «Русский театр», где печатает цикл статей под названием «Русский театр, его судьба и его историки».

В 1871 вышел из печати четырехтомник «Театр Ф. А. Кони», включивший в себя 34 пьесы писателя, из которых 15 были оригинальными. Деятельность Кони Ф.А. оставила заметный след в русской литературе. Его водевили вплоть до 60-х гг. оставались в репертуаре многих театров, а некоторые из них ставились и позднее.
Умер в 1879 в Петербурге.

Материал взят с сайта www.znaniy.com

Ознакомиться с творчеством Фёдора Кони

5 случайных фактов
Интересный факт: русскоязычные поэты могут использовать 5 различных стихотворных размеров, а арабские – 28.
Абстрактное
Статистический анализ 3,7 тысяч стихотворений русских поэтов показал, что «самым поэтичным» деревом является береза, которая упоминается в 84 стихотворениях. На втором месте находится сосна (51 упоминание), а на третьем – дуб (48 упоминаний).
Из архивов русской поэзии
В русской поэзии самое длинное название своему стихотворению придумал Гавриил Романович Державин. Оно звучит как «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».
Из архивов русской поэзии
Песня «Мохнатый шмель», которую исполняет Никита Михалков в кинофильме «Жестокий романс» – это положенное на музыку стихотворение Григория Кружкова «За цыганской звездой». Однако мало кто знает, что стихотворение Кружкова – это вольный перевод стихотворения Редьярда Киплинга “The Gypsy Trail”.
Абстрактное
Владимир Маяковский подарил своей возлюбленной Лиле Юрьевне Брик кольцо с её инициалами — «Л Ю Б». Будучи расположенными по кругу, эти буквы складывались в бесконечное «ЛЮБЛЮ».
Из биографии В. В. Маяковского
© 2008 - 2019 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон