Машковцев Владилен Иванович

Машковцев В. И.Владилен Машковцев родился 26 сентября 1929 в г. Тюмени в семье народного судьи и учительницы. Детство будущего писателя прошло в казачьей станице Звериноголовской (ныне Курганская область) — именно здесь десятилетием раньше жил и поэт Борис Ручьёв. Много лет спустя обоим этим поэтам довелось руководить литературной жизнью города Магнитогорска.

В годы Великой Отечественной войны Машковцев учился в Курганской военной авиашколе. После войны он поступил в 1947 — закончил ФЗО в г. Кургане. Приехав по направлению в Магнитогорск, работал лекальщиком-инструментальщиком ремонтно-механического завода треста «Магнитострой». Службу в армии в 1950—1953 В. Машковцев проходил на Дальнем Востоке. В 1953 после службы в армии он вернулся в Магнитогорск, где работал машинистом турбин на центральной электростанции Магнитогорского металлургического комбината.

Первые публикации Машковцева в магнитогорской прессе относятся к 1955 году. В 1960 году в Челябинском книжном издательстве вышла его первая книга стихов — «Молодость», а в 1965 он был принят в Союз писателей СССР. В 1967 году Машковцев окончил Литературный институт имени Горького, куда был принят по рекомендации поэтов В. Фёдорова и Л. Татьяничевой.

Период 1970-х годов стал наиболее плодотворным для Машковцева-поэта: за это десятилетие из печати вышло 5 его поэтических сборников. Два из них — «Алые лебеди» и «Чудо в ковше» — стали известны не только в России, но и за океаном: ими пополнилась библиотека Гарвардского университета. В 1975 и 1980 поэт был делегатом IV и V съездов Союза писателей РСФСР.

В 1980-е годы направляющей в творчестве В. Машковцева становится тема уральского казачества и его исторического наследия. В 1986 в своём цикле стихов «Казацкие гусли», основанном на глубоких исторических штудиях, а также изучении уральского фольклора, Машковцев изображает быт казаческого сословия и размышляет о его судьбе. При этом писатель принимает активное личное участие в возвращении к историческим корням: именно по его инициативе с конца 1980-х годов началось восстановление Оренбургского казачества в Магнитогорске. Знаковым для Машковцева стал 1990 год: 17 марта Казачий круг станицы Магнитной избрал его своим атаманом, и в том же месяце увидел свет его первый исторический роман «Золотой цветок — одолень», повествующий о жизни яицких казаков в начале XVII века. Заслуги писателя-атамана не остались незамеченными: 4 февраля 1995 Машковцев удостоен Серебряного креста «За возрождение оренбургского казачества».

С конца 1980-х годов Машковцев активно проявляет себя как публицист. В газетах Магнитогорска появляются его многочисленные антикоммунистические статьи, вызывающие бурные общественные дискуссии. В 1990 Машковцев подписал опубликованное 2 марта в «Литературной России» открытое «Письмо писателей, деятелей культуры и науки России» (известное также как «Письмо 74-х»), в котором заявляется о наступающей русофобии, а также «всевластии политических авантюристов, спешащих превратить Россию в колониальную страну, в царство новейшего тоталитаризма».

В 1996 году Машковцев вступил в Союз писателей России. В том же году решением Магнитогорского городского совета депутатов он был удостоен звания «Почётный гражданин Магнитогорска». 3 июня 1991 писатель завершил работу над своим вторым романом «Время красного дракона», повествующим о трагических судьбах уральцев в период сталинских репрессий 1930-х годов. Новая рукопись Машковцева получила высокую оценку таких мастеров русской прозы, как В. Распутин и П. Проскурин. Увы, увидеть своё детище в печати автору не довелось: Владилен Машковцев скончался в Магнитогорске 24 апреля 1997, трёх месяцев не дожив до выхода из печати своего последнего романа. Впрочем, это — не единственная книга Машковцева, ждавшая своего часа: одним из лучших подарков к 70-летию Магнитогорска в 1999 году стал выход из печати книги Машковцева «История Магнитки» — летописи уральского города и его металлургического комбината, а спустя десятилетие спустя смерти писателя увидели свет «Сказки казачьего Яика» — богато украшенная детскими рисунками книга уральских сказок, кропотливо собиравшихся им на протяжении долгих лет.

Из-под пера Владилена Машковцева вышло немало стихотворений, воспевающих рабочую Магнитку и героический труд металлурга. В своих стихах поэт нередко обращается к фольклорной теме, перекликаясь с творчеством П. Бажова — наиболее ярко это проявляется в цикле стихов «Казацкие гусли» и детской книге «Самоцветы», содержащей немало переложений уральских сказок и преданий. Труды Машковцева в области фольклористики подытожила изданная спустя 10 лет после его смерти книга «Сказки казачьего Яика». Произведения Машковцева публиковались в журналах «Урал», «Волга», «Уральский следопыт», «Огонек», «Молодая гвардия» и газетах «Известия», «Труд», «Комсомольская правда». Многие из его стихотворений стали песнями, положенными на музыку известными уральскими композиторами (в том числе — известным магнитогорским бардом Б. Браславским).

C 1971 по 1992 Машковцев возглавлял Магнитогорское бюро пропаганды художественной литературы и творчества молодых писателей. В бытность руководителем городского литературного объединения он дал путёвку в жизнь многим талантливым литераторам, в том числе — поэтам Римме Дышаленковой и Александру Павлову.

В последние годы жизни писатель увлёкся исторической темой, написав свои вершинные произведения — роман об яицком казачестве XVII века «Золотой цветок-одолень» и роман «Время красного дракона», повествующий о трагической судьбе магнитогорцев в годы сталинских репрессий. Наряду с живым описанием быта и исторических событий прошлого, обоим романам присущ захватывающий сюжет. При этом в «Красном драконе» Машковцев удачно проявил себя как фантаст и сатирик: трагикомические ситуации, возникающие в уральском соцгороде, в котором красному террору противостоит колдовство нечистой силы, являются удачным продолжением традиций, заложенных М. Булгаковым.

Материал взят из Википедии

Ознакомиться с творчеством Машковцева Владилена

5 случайных фактов
Однажды на коктебельском пляже Марина Цветаева сказала своему другу, поэту Максимилиану Волошину: "Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень". Так и случилось. Молодой москвич Сергей Эфрон - высокий, худой, с огромными "цвета моря" глазами - подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину, которую Цветаева носила потом с собой всю жизнь.
Из биографии М. Цветаевой
Самым доходным произведением для Пушкина стал его роман в стихах "Евгений Онегин". Прижизненные издания "Евгения Онегина" и отдельных его глав принесли поэту прибыль, эквивалентную 4 000 000 современных российских рублей (или примерно 135 000$)
Из биографии А. С. Пушкина
Владимир Маяковский подарил своей возлюбленной Лиле Юрьевне Брик кольцо с её инициалами — «Л Ю Б». Будучи расположенными по кругу, эти буквы складывались в бесконечное «ЛЮБЛЮ».
Из биографии В. В. Маяковского
7 июля 1965 года на Ваганьковском кладбище была похоронена советская поэтесса Вероника Тушнова. Ее сборники не лежали на прилавках книжных магазинов и не стояли на библиотечных полках. Считалось, что исповедальность ее поэзии, щемящая откровенность чувств не совсем созвучны времени коллективного энтузиазма… И даже после так называемой перестройки стихи этой поэтессы оставались в таком же непочете у издательств России.
Из биографии В. М. Тушновой
Наталья Гончарова - жена великого русского писателя А. С. Пушкина была на 10 см выше мужа. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте.
Из биографии А. С. Пушкина
© 2008 - 2019 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон