Сидур Вадим

Сидур В.Родился в семье педагогов. В 1942 г. был призван в армию, командовал пулеметным взводом. В 1944 г. получил тяжелое ранение и демобилизовался. Был награжден орденами Великой Отечественной войны. В 1945 г. Сидур поступил в Московское художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). После окончания училища занимался скульптурой и книжной иллюстрацией, участвовал в выставках. В 1957 г. был принят в Союз художников СССР.

В начале 1960-х гг. стиль художника перестал соответствовать принятым в то время в официальном советском искусстве нормам; его имя исчезло со страниц изданий по искусству, работы не принимались на выставки. Художник выполнял частные заказы (надгробия академика А. Фрумкина, 1965; академика Е. Варги, 1968; академика И. Тамма, 1973, и другие).

Работы Сидура стали известны на Западе, появились публикации, проходили выставки (Швейцария, 1971; Бьеннале в Венеции, 1977; Западная Германия, 1979 и 1984 гг.). В ряде городов Германии по моделям Сидура были установлены памятники («Памятник погибшим от насилия», Кассель, 1974; «Памятник современному состоянию», Констанц, 1974; «Треблинка», Западный Берлин, 1979; «Памятник погибшим от любви», Оффенбург, 1984; «Взывающий», Дюссельдорф, 1985). В 1976 г. в городе Батавия, недалеко от Чикаго (США), и в 1980 г. в Мюнхене были установлены скульптурные портреты А. Эйнштейна, отлитые по небольшой гипсовой модели Сидура, созданной в 1967 г. Две работы Сидура (единственные официальные заказы, полученные им после 1961 г.) находятся в Москве («Структура номер 1», перед Институтом морфологии человека, 1976; «Структура номер 2», перед институтом имени Вернадского, 1980). После смерти Сидура его искусство получило признание и в Советском Союзе. В 1987 г. в Москве состоялись две большие выставки его работ.

Ранние скульптуры Сидура — в основном мелкая пластика — были выполнены в традициях социалистического реализма. Впоследствии форма его произведений претерпела изменения, становясь все более упрощенной («Слепые», «Инвалид», 1962; «Голова юноши», 1964).

В начале 1960-х гг. Сидур начал активно заниматься графикой. В некоторой степени это было связано с перенесенным им в 1961 г. тяжелым инфарктом. Переживания и размышления, сопутствовавшие болезни, повлияли на его мировоззрение и дальнейшую творческую жизнь; кроме того, Сидур долгое время не мог работать над большими скульптурными произведениями. В это время Сидур создал графические циклы «Больница», «Алабино» (1961–62). Его рисунки — это не подготовительные эскизы к скульптуре, а самостоятельные произведения, однако многие темы и общее направление параллельны поискам в скульптуре. В этот период Сидур предпочитал в графике простоту и ясность: тонкая контурная линия единым движением обрисовывает фигуру, белый цвет листа играет большую роль в композиции (иллюстрации к русскому переводу повести И. Мераса «На чем держится мир», журнал «Юность», № 4, 1966). Это была первая работа Сидура на тему Катастрофы; впоследствии художник обращался к ней постоянно, иногда прямо, как в работе «Треблинка» (см. выше) и в рисунке тушью «Концлагерь» (1969), иногда в общем трагическом контексте произведений, посвященных войне.

Во второй половине 1960-х гг. Сидур вновь обратился к скульптуре. В работах «Формула скорби» (1972), «Связи» (1977) форма сводится к простым, крупным, ясно выраженным знакам; материал избирается грубый — бетон, цемент; на шероховатой поверхности намеренно оставляются следы обработки; пластическое решение построено на сочетании тяжести материала с пустотами, отверстиями, провалами, которые играют важную роль в художественной системе Сидура.

В творчестве Сидура возникает и другое направление: вместо простоты и ясности — хаос соединенных вместе деталей машин, бытовых приборов; возникающие из них лица и фигуры передают ужас художника перед абсурдом современного мира. В этих работах чувствуется влияние поп-арта («Гроб-женщина» из серии «Гроб-арт», 1975; «Саломея с головой Иоанна на блюде», 1977). В 1970-х гг. изменяется и графика Сидура: линии переплетаются, покрывая всю поверхность листа; черные пятна геометризованных фигур контрастируют с белизной листа — серия «Мутации» (1969 и 1973 гг.), «Олимпийские игры» (1972; создана под впечатлением убийства израильских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене).

Материал взят с сайта Электронная еврейская энциклопедия

Ознакомиться с творчеством Сидура Вадима

5 случайных фактов
Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина А. С. была уже немолода: «Ей шел 20-й год».
Из творчества Пушкина А. С.
Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-летняя дочь на выданье).
Абстрактное
«Любая кухарка способна управлять государством», — такого Ленин никогда не говорил. Эту фразу ему приписали, взяв из поэмы Маяковского В. В. «Владимир Ильич Ленин».
Абстрактное
Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков.
Из биографии К. Чуковского
Известно, что Пушкин А. С. был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к "веселым девкам", а также имел замужних любовниц.
Из биографии А. С. Пушкина
© 2008 - 2019 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон