Жулёв Гавриил Николаевич

Жулёв Гавриил Николаевич родился в 1836 г. в семье разночинца.

Получил театральное образование и некоторое время выступал в Александринском театре (с 1852) и на провинциальной сцене. О его первых сценических успехах вспоминали современники, замечая, впрочем, что успешной его карьере помешали режиссер Е. Воронов и начальник репертуарной части петербургских императорских театров П. Федоров, которые особенно «не взлюбили Жулёва за то, что он сотрудничал в «Искре» и информировал редакцию журнала о всех закулисных тайнах и интригах».

Начало литературной деятельности Гавриила Николаевича связано с появлением его стихотворений в «Искре», где он печатался весьма часто и первыми стихотворениями привлек сочувственное внимание В. С. Курочкина. Сотрудничал поэт и в других популярных сатирических журналах (с 1865): в «Будильнике», «Петербургской газете», «Петербургском листке», «Стрекозе». Большинство его стихов опубликовано под псевдонимом «Скорбный поэт», «Дебютант», «Гусь», «Добронравный».

В 1863 вышел его первый сборник стихотворений под заглавием «Песни Скорбного поэта». Мастерски изображаемые эпизоды обыденной жизни, пестрый калейдоскоп героев, остроумное вышучивание мещанских предрассудков, сатирические выпады против устоявшихся обычаев чиновничьей, бюрократической среды, сочувственное отношение к простым работящим людям — вот темы, составляющие содержание поэзии Жулёва. Легкий, искрометный стих, часто меняемый размер, изящество и разнообразие куплетов и строф в стихотворениях поэта обусловили большую популярность сборника в кругу демократически настроенных читателей. Отдельные стихотворения превратились в романсы и долго удерживались в эстрадном репертуаре («Карьера», «У старушки нанимал я себе каморку…»). Многие первые стихотворения поэта представляют, как писала «Искра», лирическую исповедь бедняка, «весело трунящего над собой хохочущего непринужденно и смело над хлыществом и богатой наглостью». Современники недаром называли Гавриила Николаевича «беранжеровцем».

Щедрин сдержанно отозвался о первой книжке Жулёва, но и он, отмечая в ней «частицу остроумия», особо рекомендовал «веселую пьеску» «Литературные староверы», в которой поэт зло и язвительно посмеялся над ходячими нападками литературных консерваторов на молодую прогрессивную литературу.

В 1871 Гавриил Николаевич издал новый сборник стихов «Ба! знакомые все лица! Рифмы Дебютанта (Скорбного поэта)», подчеркнув преемственность объектов его сатирического осмеяния. Не прибавивший чего-либо существенно нового к уже сложившейся художественной манере поэта, сборник все же интересен разнообразием тематики и общей демократической направленностью. Царский цензор усмотрел в этой книге стихов поэта «изображение в самом отвратительном виде отношений начальников и подчиненных». Недовольство цензуры вызвало и опубликование стихотворения, посвященного памяти Добролюбова. К лучшим стихам сборника относятся резко разоблачительные куплеты, высмеивающие прикрытый маской благочестия и порядочности разврат и непристойность представителей так называемого высшего света.

Гавриилу Николаевичу принадлежит и ряд пьес (в большинстве случаев созданных в соавторстве с Н. А. Лейкиным, А. А. Соколовым, И. Е. Чернышевым, А. Сазоновым). Наибольшим успехом пользовался водевиль Жулёва и С. Н. Худекова «Петербургские когти».

Многие особенности сатиры Жулёва Г.Н. — создание переходящей из стиха в стих сатирической маски, умение изобразить смешные и вызывающие презрительное отношение своей нелепостью бытовые неурядицы мещанской среды — предваряют поэзию Саши Черного. Современники отмечали также редкостное умение поэта «разговаривать» стихом без малейшей натяжки, считали его стихи образцом стихотворной простоты.

Умер в 1878 г. в Петербурге.

Материал взят с сайта www.znaniy.com

Ознакомиться с творчеством Гавриила Жулёва

5 случайных фактов
В русской поэзии самое длинное название своему стихотворению придумал Гавриил Романович Державин. Оно звучит как «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».
Из архивов русской поэзии
Песня «Мохнатый шмель», которую исполняет Никита Михалков в кинофильме «Жестокий романс» – это положенное на музыку стихотворение Григория Кружкова «За цыганской звездой». Однако мало кто знает, что стихотворение Кружкова – это вольный перевод стихотворения Редьярда Киплинга “The Gypsy Trail”.
Абстрактное
После начала Второй Мировой войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась.
Из биографии М. Цветаевой
Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков.
Из биографии К. Чуковского
Известно, что Пушкин А. С. был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к "веселым девкам", а также имел замужних любовниц.
Из биографии А. С. Пушкина
© 2008 - 2019 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон