Городецкий Сергей Митрофанович

Городецкий С. М.Окончил историко-филологический факультет Петербургского ун-та (специальность — теория и история искусства и литературы).

Во время империалистской войны, в 1916—1917, — корреспондент «Русского слова» на азиатском фронте (в Турецкой Армении и Персии). В 1918—1920 — в меньшевистской Грузии и в муссаватистском Азербайджане.

С 1920, после освобождения Закавказья от белых, Городецкий принимает участие в советской работе на литературно-театральном поприще (заведовал последовательно литературной частью «Известий», затем театра Революции, Культотдела МГСПС; редактор журнала «Искусство трудящимся» и т. д.).

Писать стихи стал с детства; первая же книга «Ярь» (1907) обратила на себя внимание. Поэзия Городецкого 1907—1912 входит в русло символистского движения.

Ранние работы Городецкого (сборники «Ярь» и «Перун», 1907) интересны прежде всего попыткой синтезировать языковые достижения символизма с народной речью (здесь — отчасти — истоки позднейшей «крестьянской» поэзии и — в известной мере — футуризма). Характерно также отражение в этих первых опытах Городецкого социальных мотивов (отзвуки революции 1905). Поэтика Городецкого этого периода отчасти примыкает к бальмонтовской (гегемония напевности), но наиболее сильное влияние на него оказали Вяч. Иванов и А. Блок. В дальнейшем Городецкий вводит в поэтический оборот и совершенно новые ритмы, которые доныне удержались в литературе. Но уже и тогда Городецкого выделяло из среды символистов «непосредственное упоение бытием», жизнерадостное и жизнелюбивое мироощущение.

В 1912 Городецкий порвал с символизмом и вместе с Гумилевым основал новое течение — акмеизм. Отвечая запросам буржуазной интеллигенции предвоенной поры, Городецкий стремился свести поэзию с мистических высот на землю, придать ей трезвый вещный, материальный отпечаток. Своему собрату по школе О. Мандельштаму Городецкий ставит в заслугу то, что «он верит в вес, он чтит пространство, он нежно любит материал, он вещества не укорял за медленность и постоянство». В связи с этим в поэтике Городецкого живописность, пластичность сменяет былую музыкальность и напевность.

Империалистскую войну 1914 г., как и все акмеисты, встретил патриотическими стихами. К 1915 относится организация кружка крестьянских писателей «Краса», из которого вышли поэты Есенин, Клычков и др. Отдавая в последние годы много времени практической редакционно-издательской и театральной деятельности, Городецкий вместе с тем работает и в области литературы, опубликовав с 1920 несколько сборников стихов, прозы, ряд пьес и произведений, предназначенных для массового читателя; отдельно необходимо отметить большую его работу по созданию детской литературы.

Городецкий стремится слить свое поэтическое творчество с общим советским строительством, искренно разрывая со старыми навыками и традициями. «Пусть с кровью мы сдираем ветошь, но мы сдерем ее с себя», — писал он в одном стихотворении. Но это преодоление «ветоши» дается Городецкого нелегко: его революционным стихотворениям зачастую недостает четкости и цельности, столь характерных для прежнего творчества Городецкого.

Городецкий много работал и как критик. Важнейшая его критическая статья — «Некоторые течения в современной русской поэзии» («Аполлон», № 1 за 1913) — была программным манифестом акмеизма. Следует отметить еще: вводную статью к собранию сочинений И. С. Никитина (1911); статью о В. Г. Короленко (в сборнике «Наши дни», № 2, Москва, 1922).

Прозаические произведения Городецкого (в т. ч. и лучшие вещи, как роман «Алый смерч», повесть «Сутуловское гнездовье» и проч.) представляют значительно меньший интерес (за исключением некоторых сказок). Из довольно многочисленных переводов Городецкого особо примечательны «Ночь» М. Мартине, «Тюремные песни» Э. Толлера, две пьесы Мольера.

Материал взят из www.biografija.ru

Ознакомиться с творчеством Сергея Городецкого

5 случайных фактов
Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина А. С. была уже немолода: «Ей шел 20-й год».
Из творчества Пушкина А. С.
В своей короткой 26-летней жизни Лермонтов М. Ю. участвовал в трех дуэлях, еще четыре удалось избежать, благодаря здравому смыслу окружающих.
Из биографии М. Ю. Лермонтова
Согласно распространённой версии, Пушкин А. С. посвятил написанное в 1825 году стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» Анне Керн. Через пятнадцать лет композитор Глинка положил эти строчки на музыку и посвятил романс её дочери — Екатерине Керн, в которую был долго влюблён.
Из архивов русской поэзии
Имя Светлана не является исконно славянским. Оно было придумано и впервые использовано поэтом Востоковым А. Х. в романсе «Светлана и Мстислав», а широкую популярность получило после выхода в свет баллады Жуковского В. А. «Светлана» в 1813 году.
Из архивов русской поэзии
А. С. Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча с Пушкина с императором — маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку — это няня.
Из биографии А. С. Пушкина
© 2008 - 2019 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон