Графу Алексею Толстому пророчили блестящее будущее, однако он отказался от титулов и должностей ради любви к замужней женщине. Избранницей молодого камер-юнкера, увлекающегося поэзией, стала Софья Миллер, супруга полковника, с которой граф познакомился на балу. Женщина ответила своему ухажеру взаимностью, и вскоре об этом романе уже судачил весь Санкт-Петербург.
Конечно, подобными взаимоотношениями в то время никого нельзя было удивить. И, возможно, о паре влюбленных очень скоро бы вес позабыли. Однако ситуация приняла совершенно непредсказуемый оборот после того, как Алексей Толстой попросил руки у своей возлюбленной. Против этого брака выступили не только родственники и друзья графа, но и законный супруг Софьи Миллер, который в течение 12 лет не давал ей развод. Все это время влюбленные вынуждены были тайно встречаться, терпя насмешки и упреки со стороны всех тех, кто знал об этом романе. Именно в этот непростой жизненный период у Алексея Толстого возникли сомнения в том, действительно ли правильно он поступает, разрушая чужую семью. И в 1856 году появилось стихотворение «Лишь только я останусь сам с собою…», в котором автор делится с читателями сомнениями и, в то же время, находит правильное решение проблемы.
Поэт признается, что его «голоса призывают толпою». Речь идет, вероятно, не о людях, а о мыслях Толстого, который рассматривает различные варианты развития отношений с Софьей Миллер и пытается выбрать среди них самый правильный и честный. Он понимает, что для брака с этой женщиной существует слишком много препятствий, преодолеть которые не в силах даже столь сильная и безрассудная любовь. Поэтому он хочет оградить свою избранницу от нападок общества, защитить ее честь и достоинства в глазах тех, кто не гнушается сплетнями и пересудами. Как это сделать, поэт не знает, поэтому отмечает: «В сомнении рвется душа пополам». Если поставить точку в этом романе, то доброе имя возлюбленной со временем будет восстановлено. Однако будет ли она счастлива, оставшись с законным супругом?
Любовь и разлука, честь и презрение – все это находится на различных чашах весов, заставляя поэта сделать непростой выбор. «Но где же прямая, святая дорога?», — задается вопросом автор. В итоге он принимает решение идти «на голос, который всех манит сильнее», т.е. прислушаться к собственным чувствам, заглушив при этом голос разума, твердящий, что построить счастье на обломках чужой семьи невозможно.
Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!
Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!