Анализ стихотворения Пастернака «Чудо»

2 040 0
Rate this post

Борис Пастернак родился в интеллигентной еврейской семье, однако в младенческом возрасте няня тайно крестила будущего поэта, о чем впоследствии узнали его родные. Именно по этой причине тема религии долгие годы находилась в семье Пастернака под запретом, хотя он знал о том, что по вероисповеданию является не иудеем, а православным христианином.

Осознание своей причастности к православию пришло гораздо позже. Пастернак признавался, что наступило это примерно в 1910-х годах, когда он покинул Россию ради учебы в Германии. Именно здесь он осознал, что его истинные корни имеют самое прямое отношение к христианству. Ведь Бог, к которому нередко обращался будущий поэт, помогал ему решать самые разнообразные проблемы, начиная от бытовых мелочей и заканчивая делами сердечными.

Стоит отметить, что в полно мере этого Пастернак не осознавал, поэтому в своем творчестве раннего периода практически никогда не обращался к религиозной тематике. Лишь после Великой Отечественной войны в его рукописях стали появляться стихи на библейские сюжеты. Исследователи творчества Пастернака связывают этот феномен с желанием поэта противопоставить себя советской власти. Он никогда не был диссидентом, но постоянно протестовал, выражая несогласие с политикой партии и многими правительственными решениями, которые оставляли трагический след в судьбе его друзей-поэтов. Гонения на Ахматову, расстрел Гумилева, самоубийство Цветаевой – все эти трагические события оставили глубокий след в душе поэта. Потому неудивительно, что он обратился к теме религии, не только протестуя, но и ища в православии поддержку, а также ответы на свои многочисленные вопросы.

В 1947 году Пастернак создает стихотворение «Чудо», в котором обыгрывает малоизвестный библейский сюжет о том, как Иисус Христос наказал своевольную смоковницу. Произведение выдержано в повествовательном ключе, хотя и содержит элемент басни, так как смысл произведения открывается лишь в последних строчках. Основная же часть стихотворения посвящена путешествию Христа из Вифании в Иерусалим, которое было весьма непростым, так как путь мессии лежал через безводную пустыню. «Был воздух горяч, и камыш неподвижен, и Мертвого моря покой недвижим», — отмечает поэт.

Согласно притче, Иисусу на пути повстречалась смоковница, которая из-за жары отказалась плодоносить вопреки законам природу. В результате усталый путник так и не смог подкрепиться ее плодами, что вызвало у него праведный гнев. «О, как ты обидна и недаровита! Останься такой до скончания лет», — таков был вердикт Христа. С тех пор, согласно легенде, смоковница больше не дает плодов. Объясняя, что же произошло на самом деле, Пастернак отмечает: «Чудо есть чудо, и чудо есть Бог». При этом автор подчеркивает, что обычно чудо застает нас врасплох, когда мы меньше всего этого ожидаем. И при этом далеко не всем удается осознать, что чудо все же свершилось, вопреки логике и законам природы.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Rate this post
Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Известно, что Пушкин А. С. был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к "веселым девкам", а также имел замужних любовниц.
Из биографии А. С. Пушкина
Интересно, что у поэзии есть свой праздник. В 1999 году по инициативе ЮНЕСКО был учрежден Всемирный день поэзии, который отмечается 21 марта.
Абстрактное
Интересный факт: русскоязычные поэты могут использовать 5 различных стихотворных размеров, а арабские – 28.
Абстрактное
Статистический анализ 3,7 тысяч стихотворений русских поэтов показал, что «самым поэтичным» деревом является береза, которая упоминается в 84 стихотворениях. На втором месте находится сосна (51 упоминание), а на третьем – дуб (48 упоминаний).
Из архивов русской поэзии
В русской поэзии самое длинное название своему стихотворению придумал Гавриил Романович Державин. Оно звучит как «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».
Из архивов русской поэзии
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон