Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля»

1 356 0

Стихотворение А.А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли.

Как и у М.Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви («Много нас — свободных, юных, статных — Умирает, не любя…»), и о смерти («Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли…»).

Мятежный осенний пейзаж заставляет героя задуматься о смысле жизни, о собственном пути в этом мире. Это прежде всего путь поэтического познания окружающего мира. Не случайно стихотворение богато на литературные переклички. Последняя фраза «Как и жить и плакать без тебя!» переклика­ется с финальной строфой стихотворения А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»: «… А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки. Тебя лю­бить, обнять и плакать над тобой!». Однако лирический герой

А.А. Блока одинок, его признания в любви обращены к род­ной земле. Правда, в третьей строфе появляется загадочный женский образ, который призывно машет вдали, но этот образ скорее всего не возлюбленная лирическою героя, а та самая Русь, к которой в шестой строфе герой обращается: «Над пе­чалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю…». Таким образом, если для лирического героя А.А. Фета смыс­лом жизни является любовь к женщине, то у А.А. Блока образ возлюбленной замещается образом России. Не случайно это стихотворение, написанное в 1905 году, входит в цикл «О, Русь моя!..», а чуть позже, в 1908 году, в цикле «На поле Ку­ликовом» поэт напишет: «О, Русь моя! Жена моя!». Здесь он еще более тесно свяжет образ родины и возлюбленной.

Интересно также в этой связи сопоставить стихотворение «Осенняя воля» со стихотворением «Осенняя любовь», написан­ном в 1907 году. Как и первое, второе произведение включает в начальных строфах образ рябины: «Когда в листве сырой и ржа­вой Рябины заалеет гроздь…» (Сравним в «Осенней воле»: «Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали»).

1905 год — год первой русской революции. Красный цвет в данном случае воспринимается не только как неотъемлемая особенность осеннего пейзажа, но и как отголосок мятежных кровавых революционных событий. Созвучна с этим настрое­нием и свободолюбивая, почти анархическая позиция лириче­ского героя: «Нет, иду я в путь никем не званый, И земля да будет мне легка! Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака».

А.А. Блок в стихотворении широко использует повторы и восклицания, риторические вопросы и инверсии. Пейзаж в стихотворении динамичен («Ветер гнет упругие кусты»), оли­цетворения («печаль нив», «разгулялась осень в мокрых до­лах»), цветаст («желтая глина», «красный цвет рябин»). Коль­цевую композицию образует мотив простора. В первой строфе подчеркивается «путь, открытый взорам», в предпоследней — простор, который навеки покорил сердце лирического героя, а в последней — вновь возникает образ необъятных далей.

Название стихотворения «Осенняя воля» можно понимать в двух планах: воля — это свобода, которой так наслаждается душа лирического героя, и одновременно волевое усилие, по­могающее ему продолжать свой жизненный путь. Произведе­ние отличается проникновенным лиризмом и философским взглядом на мир.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Статистический анализ 3,7 тысяч стихотворений русских поэтов показал, что «самым поэтичным» деревом является береза, которая упоминается в 84 стихотворениях. На втором месте находится сосна (51 упоминание), а на третьем – дуб (48 упоминаний).
Из архивов русской поэзии
В русской поэзии самое длинное название своему стихотворению придумал Гавриил Романович Державин. Оно звучит как «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».
Из архивов русской поэзии
Русский поэт и дипломат 18 века Харитон Макентин писал под псевдонимом Антиох Кантемир, который являлся анаграммой его имени.
Из архивов русской поэзии
В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей А. С. Пушкин много рассказывал своим друзьям о ней и при этом обычно произносил: «Я восхищен, я очарован, короче – я огончарован!».
Из биографии Пушкина А. С.
Сколько в мире памятников российскому поэтуПушкину? Ответ на этот вопрос содержится в книге воронежского коллекционера открыток Валерия Кононова. Во всем мире их — 270.
Абстрактное
© 2008 - 2020 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон