Анализ стихотворения Бродского «Теперь все чаще чувствую усталость…»

2 553 0
Rate this post

«Теперь все чаще чувствую усталость…» — стихотворение, написанное в 1960 году и относящееся к раннему творчеству Бродского. Литературоведы отмечают явное влияние на произведение лирики Баратынского — русского поэта-романтика девятнадцатого столетия. В связи этой нет ничего удивительного. Иосиф Александрович не раз называл Евгения Абрамовича одним из любимых героев своих историко-поэтических рефлексий. Исследователи выделяют два типа творческих перекличек: тематические и прямое цитирование. «Теперь все чаще чувствую усталость…» относится к первой группе. В этом стихотворении в одном из первых появляется слово «душа». Нет никаких сомнений, новый для творчества Бродского образ навеян именно лирикой Баратынского.

В стихотворениях Иосифа Александровича теме души отведено значительное место. Она преподносится в качестве важнейшей составляющей части образа лирического героя. В произведении «Теперь все чаще чувствую усталость…» душа предстает перед читателями как бессмертное духовное существо. В том же значении образ используется в других ранних стихотворениях поэта — «Стансы», «Большая элегия Джону Донну», «Элегия». Согласно Бродскому, душа автономна, что проявляется в ее способности отделяться от тела. При этом речь не идет о физической смерти.

«Теперь все чаще чувствую усталость…» — монолог без ответа, обращение лирического героя к душе. В стихотворении душа и «Я» существуют в соответствии с разными законами. В самом начале лирический герой говорит об усталости, становящейся для него постоянным состоянием. «Я» выступает в роли символа прикованности к земле, подневольности. Душа, напротив, свободна. Она живет в полную силу. Бродский представляет ее в образе птицы, традиционном для поэзии, берущем свое начало еще в первобытной культуре и занимающем важное место в религиозной традиции. «Я» призывает улетевшую душу вернуться, но она выбирает свободу.

Можно значительно расширить трактовку «Теперь все чаще чувствую усталость…». Для этого рассмотрим оппозицию души и «Я» как противопоставление творчества стихотворца и существования простого человека. Тогда полет души воспринимается в качестве полета фантазии, а «Я» олицетворяет прозаическое видение жизни обывателем.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Rate this post
Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
«Любая кухарка способна управлять государством», — такого Ленин никогда не говорил. Эту фразу ему приписали, взяв из поэмы Маяковского В. В. «Владимир Ильич Ленин».
Абстрактное
Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков.
Из биографии К. Чуковского
Известно, что Пушкин А. С. был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к "веселым девкам", а также имел замужних любовниц.
Из биографии А. С. Пушкина
Интересно, что у поэзии есть свой праздник. В 1999 году по инициативе ЮНЕСКО был учрежден Всемирный день поэзии, который отмечается 21 марта.
Абстрактное
Интересный факт: русскоязычные поэты могут использовать 5 различных стихотворных размеров, а арабские – 28.
Абстрактное
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон