Анализ стихотворения Маяковского «Гуляем»

3 653 0
Rate this post

Стихотворение давно уже стало настольной книгой для родителей, мудрым наставником и другом нашей детворы. Стихотворение Маяковского «Гуляем», созданное в 1925 году, тематически близко к «Сказке о Пете, толстом ребенке…», хотя рядом этических проблем, затронутых в нем, поэт продолжает разговор о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Здесь поэт стремится расширить и углубить круг моральных вопросов, поставленных в предыдущем стихотворении.

Но в отличие от упоминаемых выше стихов «Гуляем» имеет отчетливую образовательную направленность. И здесь Маяковский опять выступает как замечательный знаток детской психологии — где как не на совместной прогулке взрослый сможет раздвинуть рамки жизненного кругозора ребенка, на целом ряде примеров из окружающей жизни ответить на многочисленные детские вопросы: «Что это?», «Зачем?», «Для чего?» и т. д.

Поэт так и делает: он ведет своего читателя по улицам города, показывает дома, прохожих и одновременно сообщает массу очень ценных для ребенка сведений. Причем Маяковский разъясняет все очень просто, он умеет привлечь внимание дошкольника к существенным сторонам того или иного явления, с которым тот столкнулся на прогулке.

Вот красноармеец:
У красноармейца
ружье имеется. Они храбрые.
Дело их —
защищать
и маленьких и больших.
Усидели здание Моссовета:
ого —
Московский Совет. Сюда
дяди
приходят чуть свет. Сидит дядя, в бумагу глядя. Заботятся
дяди эти о том,
чтоб счастливо
жили дети.

Из таких конкретных объяснений слагается вся сюжетная канва стихотворения. (Напомним, что оно относится к 1925 году и тематически близко к «Сказке о Пете, толстом ребенке…») Маяковский и здесь знакомит ребенка с отвратительным лицом буржуя-нэпмана:

Это — буржуй.
На пузо глядь. Его занятие —
есть и гулять. От жиру —
как мяч тугой. Любит,
чтоб за него
работал другой.

К тому же, подчеркивает поэт, «он ничего не умеет, и воробей его умнее».

Несколькими выразительными штрихами создает он образ «дамы-бездельницы», у которой «не язык, а мельница». Опираясь опять-таки на жизненный опыт ребенка, Маяковский знакомит своего слушателя и с церковью:

старухи
приходят по утрам.
Сделали картинку,
назвали — «бог» и ждут,
чтоб этот бог помог.

Но главное для поэта — это показать то новое, что родилось в жизни после революции, расширить представление ребенка о людях, особенно о людях труда. Так, показывая дом комсомольцев, он пишет:

Это — дом комсомольцев. Они умные:
никогда не молятся, Когда подрастете,
станете с усами, на бога не надейтесь,
работайте сами.
Настоящий человек, говорит поэт, это тот, кто трудится. Вот, например, рабочий:
Рабочий — тот,
кто работать охочий. Все на свете
сделано им. Подрастешь —
будь таким.

Привлекает внимание поэт и к крестьянину, ибо «мужик для краюхи сеял рожь», потому-то, подчеркивает Маяковский, «этого мужика уважать надо». К людям, достойным уважения, поэт относит и няню, у которой на голове «платок из ситца». «К няне надо хорошо относиться», потому что она труженица, внимательный и заботливый человек.

Так постепенно расширяется круг нравственных представлений ребенка, углубляется понимание того, что «хорошо» и что «плохо» в окружающем его мире. Таким образом, это небольшое стихотворение превращается в своего рода детский справочник о жизни, о людях.

На этом же стихотворении можно проследить и за такой особенностью мастерства Маяковского, как гармоническое соответствие всех средств поэтического языка основной идее стихотворения и его жанру. Как уже говорилось, ребенок получает новые понятия о жизни во время прогулки по городу. Следовательно, связный рассказ об увиденном неприемлем, так как люди, дома быстро сменяются перед его глазами. Значит, надо умело отобрать те объекты, о которых пойдет речь. И Маяковский начинает «отбор» с главного: с красноармейца и здания Моссовета. Показав яркое, новое в нашей жизни, он затем обращает внимание ребенка и на то отвратительное, что осталось от прошлого: буржуй-нэпман, церковь, «дама — чужая мама». Затем поэт вводит в мир ребенка рабочего, крестьянина, труженицу-няню. Такое расположение материала полнее и целенаправленнее раскрывает замысел стихотворения, усиливает его воспитательное значение.

Маяковский тщательно отбирает и языковые средства. Разговор идет на улице, поэтому вполне естественным является широкое использование в поэтическом языке просторечной лексики, устойчивых словосочетаний, характерных для живого, разговорного языка. Чтобы народные выражения не утратили своей остроты, он лишь слегка перефразирует их: «сами с усами» — у Маяковского это сочетание дано в прямом значении: «Когда подрастете, станете с усами»; «ум, как у воробья» — в стихотворении: «воробей его умнее»; «на бога надейся, а сам не плошай» — «на бога не надейтесь — работайте сами». Интересно и следующее изменение в языке текста: в строке «эта дама — плохая мама» поэт заменяет первоначальный эпитет «плохая» эпитетом «чужая»: «Эта дама — чужая мама».

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Rate this post
Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
В своей короткой 26-летней жизни Лермонтов М. Ю. участвовал в трех дуэлях, еще четыре удалось избежать, благодаря здравому смыслу окружающих.
Из биографии М. Ю. Лермонтова
Согласно распространённой версии, Пушкин А. С. посвятил написанное в 1825 году стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» Анне Керн. Через пятнадцать лет композитор Глинка положил эти строчки на музыку и посвятил романс её дочери — Екатерине Керн, в которую был долго влюблён.
Из архивов русской поэзии
Имя Светлана не является исконно славянским. Оно было придумано и впервые использовано поэтом Востоковым А. Х. в романсе «Светлана и Мстислав», а широкую популярность получило после выхода в свет баллады Жуковского В. А. «Светлана» в 1813 году.
Из архивов русской поэзии
А. С. Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча с Пушкина с императором — маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку — это няня.
Из биографии А. С. Пушкина
А в знаменитый лицей Пушкин А. С., оказывается, поступил по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик — всего 30 человек, но у Пушкина был дядя — весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским. Уж не знаю как чувствовал себя дядя впоследствии, но в списке успевающих учеников, который подготовили к выпускному вечеру, Пушкин был вторым с конца.
Из биографии А. С. Пушкина
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон