Ранний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот поэт снискал себе славу романтичного и утонченного поэта, который способен прочувствовать шелест нежной весенней листвы, порадоваться летнему дождю или же снежной зиме. Стоит сразу же оговориться, что пейзажная лирика оставалась одним из приоритетных направлений творчества Афанасия Фета на протяжении всей его жизни. Однако после трагической гибели возлюбленной поэт все чаще и чаще привносил в свои стихи, посвященные летней ночи или же соловьиным трелям, ноту личных душевных переживаний. Поэтому по-настоящему возвышенными и чистыми, наполненными некоей детской непосредственностью, являются лишь те произведения Фета, которые были написаны до середины 50-х годов 19 века, когда автор еще не успел познать боль утраты и разочароваться в жизни.
Одним из образцов безупречной пейзажной лирики этого замечательного автора является стихотворение «Жди ясного на завтра дня…», созданное в 1854 году. В нем поэт, пожалуй, впервые обращается к народным приметам, согласно которым можно без труда предсказать погоду. «Стрижи мелькают и звенят», — отмечает Фет, подразумевая, что предстоящий день принесет с собой солнце и тепло. Указывает на это прозрачный закат, который озарен «пурпурной полосой огня».
Правда, самого автора не особенно заботит тот факт, какой будет погода, так как он привык получать радость от созерцания природы и в дождь, и в снег. Гораздо больше Фета волнует сама возможность запечатлеть в словах картину угасающего дня, передать его очарование и показать, что «в заливе дремлют корабли», привнося в пейзаж особое умиротворение. Автор восхищается тем, что в этот предвечерний час небеса словно стали выше и дальше, и «к ним морская даль ушла». Его завораживает картина приближающихся сумерек, когда «робко набегает тень» и «тайно свет уходит прочь». В этом привычном и простом явлении Фет улавливает нечто возвышенное и божественное, понимая, насколько все в окружающем мире безупречно и подчинено строгим законам. Но автор не хочет, чтобы наступающий вечер превратился в нечто обыденное и утратил свое очарование, которое произвело на поэта неизгладимое впечатление. Находясь под воздействием нахлынувших чувств, Фет отмечает, что ему не хочется говорить такие привычные фразы, как «минул день» и «настала ночь», рассчитывая на то, что подобные чувства испытывает не он один.
Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!
Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!