Пейзажная лирика Бориса Пастернака имеет ряд отличительных особенностей. Она носит но просто описательный характер, но и содержит в себе философские размышления. Исключения составляют лишь те произведения, которые поэт вынужден был создавать на заказ, выполняя требования партии о привнесении в культуру элемента доступности и простоты для восприятия. К таким заказным произведениям относится и стихотворение «Март», не лишенное, впрочем, иронии. Являясь коренным москвичом, Борис Пастернак сумел тонко передать сельский быт, но при этом вложил в произведение и тайный смысл, показав, что сельские люди готовы радоваться даже малому, в то время как для горожан мартовский пейзаж, изображенный автором, кажется диким и вульгарным.
Это стихотворение было написано в 1947 году, когда Советский Союз еще восстанавливался после военной разрухи. Тем не менее, жизнь города и села существенно разнилась. В московских магазинах уже отменили продуктовые карточки, начали работу театры и рестораны. А в российской глубинки люди по-прежнему работали за трудодни, радуясь, если к концу уборочной страды на семью колхоз выдавал хотя бы мешок зерна.
В том стихотворении Пастернак попытался взглянуть на мир глазами простого сельского труженика, которому нет никакого дела до красот природы. Март у него ассоциируется с солнцем, которое «греет до седьмого пота» и напоминает дюжую скотницу, у которой невпроворот работы. Действительно, если наступление весны городские жители воспринимают с радостью и надеждой на новую жизнь, то у крестьян в этот период каждый день – на все золота. Ведь от того, как поработаешь весной, зависит будущий урожай. К тому же, необходимо выполнять план по заготовкам мяса и молока, грабительский и непосильный. Поэтому с самого утра «дымится жизнь в хлеву коровьем, и здоровьем пышут зубья вил».
Март сквозь призму мировосприятия сельского жителя – это голуби, который возле конюшен и коровников «в снегу клюют овес». При этом аромат набухающих почек на деревьях и подснежников отходит на второй план, так как везде «пахнет свежим воздухом навоз». Подобная сельская романтика навевает далеко не самые оптимистичные мысли, так как поэт понимает – в эту пору крестьянам нет никакого дела до красот природы. Их жизнь подчиняется совершенно иным законам, которые трудно понять и принять горожанам. В итоге самая светлая и восхитительная пора года проходит для них под знаком каторжного труда во имя мифических идеалов.
Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!
Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!