Жизнь сложилась так, что Марине Цветаевой пришлось провести в эмиграции долгие 17 лет, которые стали для поэтессы настоящей пыткой. Она признавалась, что не только перестала интересоваться литературой, но и утратила желание создавать лирические произведения. Покидая разоренную Россию, Цветаева рассчитывала на то, что за границей ее жизнь будет спокойной и стабильной. Но материальный достаток не смог заменить ей родину, которая снилась поэтессе по ночам.
Неудивительно, что любые события, происходящие в России, живо обсуждались в семье Цветаевой, и, таким образом, создавалась иллюзия причастности к тому, чем живет эта великая и такая далекая страна. Однако в творчестве поэтессы эти события очень редко находили свое отражение. Исключение составляет подвиг челюскинцев, которые после крушения парохода почти два месяца дрейфовали на льдине. Цветаеву очень взволновало это событие, однако лишь упрек со стороны поэта Эйснера в том, что поэтесса не отозвалась на это событие ни одной поэтической строкой, заставил ее в 1934 году написать стихотворение «Челюскинцы».
Стоит отметить, что Цветаева никогда не стремилась работать в конъюнктурном ключе и угождать советской власти. Наоборот, многие ее произведения шли вразрез с политикой партии, так как поэтесса открыто высказывала свои мысли и чувства, не заботясь о том, какой резонанс они вызовут. Однако подвиг челюскинцев все же произвел на Цветаеву неизгладимое впечатление, так как эти мужественные люди «из льдин челюстей товарищей вырвали». Слова и речевые обороты, которые использует Цветаева в этом произведении, являются типичным для бравурных и патриотических стихов этого периода. Разница лишь в том, что с их помощью советские поэты очень даже неплохо зарабатывали себе на жизнь, а Цветаева продолжала оставаться всеми забытой эмигранткой, персоной нон-грата. Тем не менее, она действительно прониклась тем мужеством и самоотверженностью людей, которые вопреки всему выжили. Примечательно, что во время дрейфа на льдине родился ребенок, «спеленатый – полюсом», и этот факт произвел на поэтессу неизгладимое впечатление. Она искренне гордится тем, что является русской, и при этом умышленно стирает грань между прошлым и настоящим своей страны. Не зная о репрессиях и гонениях на своих соотечественников, не слыша о советских концентрационных лагерях, Цветаева, обращаясь к землякам, восклицает: «За вас каждым мускулом — держусь». Советский Союз становится для нее символом мощи и справедливости, свободы и равенства, но все это на поверку оказывается иллюзией, которая очень скоро будет разрушена после того, как сама поэтесса и ее близкие станут жертвами сталинских репрессий.
Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!
Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!