Анализ стихотворения Мандельштама «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…»

1 411 0
Rate this post

В поэзии Осипа Мандельштама есть несколько знаковых метафор, которые кочуют из произведения в произведения. Более того, на них, словно на тонкую нить, нанизывается все последующее повествование, благодаря чему создаются удивительные и достаточно сложные в своем восприятии образы. Одна из таких метафор была использована в стихотворении «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…», написанном в 1917 году. Само стихотворение посвящено революции, которая вызвала у поэта смесь ужаса и отвращения. Мандельштам прекрасно понимал, что за чье-то стремление к власти придется заплатить слишком высокую цену. Именно тогда в его творчестве и появился образ стрельчатого леса – метафора, которая символизирует тонкую грань между духовным и материальным миром. Именно лес является той нейтральной зоной, которая для поэта становится своеобразной отдушиной. Когда привычная жизнь летит под откос, лесная чаща превращается в надежное убежище, а сами деревья – в роскошный музыкальный инструмент. «Нам пели Шуберта», — отмечает автор, сумевший уловить в шелесте листвы знакомую мелодию. Мысленно он возвращается в прошлое и проводит параллель между собственным восприятием действительности, отмечая: «Старинной песни мир – коричневый, зеленый». Музыка в подсознании Мандельштама приобретает собственную окраску, которая соответствует оттенкам леса, где «лип рокочущие кроны с бездумной яростью качает царь лесной».

Последняя метафора перекликается с теми чувствами, которые переполняют душу поэта. Ведь «бездумная ярость» отныне окружает его повсюду, она вторгается в повседневность, неся с собой хаос, смерть и разрушение. Даже удивительная песня, подслушанная украдкой, уже не кажется автору такой упоительной и нежной. Ведь и в ней он улавливает ноты нависшей над миром угрозы. В итоге изысканная мелодия уже звучит как «песня дикая» и напоминает Мандельштаму «черное вино», вязкое, приторное и смертоносное.

Пытаясь уйти от кошмара, который преследует поэта буквально повсюду, он отправляется в лес, но не находит под сводами вековых деревьев успокоение. Мнимая тишина оказывается иллюзией, и Мандельштам с горечью восклицает: «Это двойник, пустое провиденье, бессмысленно глядит в холодное окно!». От этого поэтического образа веет безнадежностью и обреченностью. Автор действительно предчувствует, что произошло что-то неповторимое, и волшебная музыка Шуберта теперь также иллюзорна, как воспоминания детства, в которых поэт видит себя счастливым и безмятежным.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Rate this post
Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Статистический анализ 3,7 тысяч стихотворений русских поэтов показал, что «самым поэтичным» деревом является береза, которая упоминается в 84 стихотворениях. На втором месте находится сосна (51 упоминание), а на третьем – дуб (48 упоминаний).
Из архивов русской поэзии
В русской поэзии самое длинное название своему стихотворению придумал Гавриил Романович Державин. Оно звучит как «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».
Из архивов русской поэзии
Песня «Мохнатый шмель», которую исполняет Никита Михалков в кинофильме «Жестокий романс» – это положенное на музыку стихотворение Григория Кружкова «За цыганской звездой». Однако мало кто знает, что стихотворение Кружкова – это вольный перевод стихотворения Редьярда Киплинга “The Gypsy Trail”.
Абстрактное
После начала Второй Мировой войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась.
Из биографии М. Цветаевой
7 августа 1921 г. ушел из жизни один из самых заметных поэтов-символистов Серебряного века Александр Блок. Ему было 40 лет. Весной 1921 г. он почувствовал себя неважно, после у него поднялась температура и за 78 дней он скончался, оставив в недоумении родных и врачей, которые так и не смогли поставить ему диагноз.
Из биографии А. А. Блока
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон