Анализ стихотворения Мандельштама «Звук осторожный и глухой…»

2 436 0
Rate this post

Первый поэтический сборник под названием «Камень» Мандельштам выпустил в 1913 году. Впоследствии он переиздавался с изменениями в 1916 и 1923 гг. Ключевая особенность книги — соединение в ней стихотворений, принадлежащих к двум совершенно разным художественным направлениям: символизму и акмеизму. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, в дебютном сборнике Осипа Эмильевича «суровость Тютчева», проявляющаяся в серьезности тем, сочетается с «ребячеством Верлена», заключающимся в легкости подачи мыслей.

Открывается книга четверостишием «Звук осторожный и глухой…». Стихотворение написано семнадцатилетним юношей, и тем удивительней его невероятная философская глубина. В нем молодой поэт обращается к древнему архетипу, касающемуся противопоставления хаоса и космоса. Сорвавшийся с древа плод олицетворяет конец небытия. Кроме того, здесь возникает ряд характерных для лирики Серебряного века тем. Речь идет о мотивах плода, слова как семени, художника как сеятеля. Объединяя в одном стихотворении древний архетип и поэзию, Мандельштам причисляет творчество к вечным бытийным ценностям.

«Звук осторожный и глухой…» — результат увлечения Осипа Эмильевича символизмом. Произведение отличается нарочитой недосказанностью, замедленным ритмом, фрагментарностью (в финале стоит не точка, а многоточие). По этим параметрам стихотворение тесно связано с некоторыми другими, также входящими в сборник «Камень», — «Как тень внезапных облаков…» (1910), «Нежнее нежного…» (1908), «Невыразимая печаль…» (1909). Раннее творчество Мандельштама отмечено избеганием употребления глаголов. В четверостишии «Звук осторожный и глухой…» нет ни одного. При этом стихотворение не лишено полностью действия. Оно выражается эпитетом-причастием «сорвавшийся».

Благодаря матери Мандельштам с детства обучался музыке. Это сильно повлияло на его поэтическое творчество, что можно почувствовать и в четверостишии «Звук острожный и глухой…», отличающемся напевностью. Особенное отношение Мандельштама к музыкальному искусству отмечали многие его современники. По словам Ахматовой, в музыке поэт был как дома. Сам Осип Эмильевич считал, что настоящим стихотворцам и композиторам всегда по пути в творческом самовыражении.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Rate this post
Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Пушкину А. С. принадлежит не менее 70 эпиграфов, Гоголю и Тургеневу И. С. – более 20.
Из архивов русской поэзии
Иногда Пушкин А. С. писал стихи на заказ, например стихи в честь принца Оранского или ода «На возвращение государя императора из Парижа».
Из архивов русской поэзии
Русский поэт и дипломат 18 века Харитон Макентин писал под псевдонимом Антиох Кантемир, который являлся анаграммой его имени.
Из архивов русской поэзии
В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей А. С. Пушкин много рассказывал своим друзьям о ней и при этом обычно произносил: «Я восхищен, я очарован, короче – я огончарован!».
Из биографии Пушкина А. С.
Сколько в мире памятников российскому поэтуПушкину? Ответ на этот вопрос содержится в книге воронежского коллекционера открыток Валерия Кононова. Во всем мире их — 270.
Абстрактное
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон