Средства выразительности языка делают нашу речь ярче, богаче, усиливают ее эмоциональное воздействие. Среди многообразия стилистических фигур и троп, которыми пользуются авторы для создания образности и выразительности, особое место занимает парцелляция. Этот прием нередко можно встретить как в произведениях классиков, так и у современных авторов.
Определение
Термин «парцелляция» образован от французского «parcelle», что означает «частица».
Парцелляция — это фигура речи, которая представляет собой процесс разделения высказывания на две и более самостоятельные фразы (на письме разделение осуществляется при помощи знаков препинания, а в устной речи — интонационно, используются паузы).
Пример:
Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел?
Скажи сурьезно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!
А.С.Грибоедов
Структура парцелляции
Парцелляция является одним из интереснейших явлений современного синтаксиса. В любой парцеллированной конструкции есть базовая часть и парцеллят.
Фраза, в которой реализуется главенствующая часть предложения, называется (базовой); а та часть синтаксической конструкции, где выделяется структурно зависимая часть предложения, называется парцеллятом. (Парцеллятов в высказывании может быть несколько)
Пример:
Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, неглицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).
В приведенной синтаксической конструкции базовой частью будет фраза: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих».
Все остальные предложения — парцелляты: «Играя по своей собственной первоочередной системе», «Плача настоящими слезами, не глицериновыми», «Истекая неклюквенным соком», «Никому не подражая», «Ничего не имитируя».
Цель парцелляции — придать речи интонационную экспрессию путем ее прерывистого произнесения.
Функции
Основные функции парцелляции:
- характерологическая: заключается в том, чтобы сымитировать воспроизведение монолога персонажа, его внутреннее состояние;
«Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку»
- изобразительная: используется для того, чтобы выделить главное, акцентировать внимание на определенных деталях;
«Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами
- эмоционально-выделительная: реализуется тогда, когда при помощи парцелляции автор пытается добиться усиления эмоций ;
«Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку»
- экспрессивно-грамматическая: основана на изменении связей между членами предложения.
Оформление парцелляции
Парцелляция придает речи разговорный характер и усиливает концентрацию внимания аудитории на предлагаемой информации, поэтому на письме разделение парцеллируемых слов и фраз друг от друга производится через:
- точку, многоточие;
- восклицательный, вопросительный знаки;
- точку с запятой;
- тире;
- скобки.
Примеры в русском языке
Парцеллированные конструкции часто можно встретить в стихотворной речи:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
А. Блок
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
Павел Антокольский. ГулливерВо всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины.
До оснований, до корней, до сердцевины.
Б. Пастернак
Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
Е. Винокуров
К парцелляции также относится разбивка стиха на короткие строки. Такой прием встречается в творчестве у В. Маяковского, С. Кирсанова, Р. Рождественского и других.
Пример:
Утром, ярким, как лубок, Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.
(Р. Рождественский)
Примеры в литературе
В художественной литературе парцелляция пользуется популярностью, и многие авторы широко используют этот прием, так как он позволяет усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.
Людьми пустыми дорожил! … об детях забывал! Обманывал жену! Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!
(А. Грибоедов)
Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек.
(В. Шукшин)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша
(А. Солженицын)
Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
(М. Горький)
Стих Блока не является парацеляцией.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Это односоставные назывные предложения.