Анализ стихотворения Ахматовой «Музыка»

2 089 0

Анна Ахматова и Дмитрий Шостакович познакомились еще до войны. Они довольно часто встречались на различных культурных мероприятиях, хотя и не ладили между собой. По одной из версий, Шостакович не разделял взглядов поэтессы на диссидентство, считая, то не стоит помогать русским литераторам за рубежом, так как они открыто выступают против советской власти. Ахматова, в свою очередь, была убеждена, что страна должна знать своих героев, и даже ходатайствовала перед своими знакомыми редакторами журналов о том, чтобы они начали публиковать произведения эмигрантов.

Тем не менее, в 1958 году Анна Ахматова посвятила Шостаковичу стихотворение «Музыка», которое очень емко и точно характеризует творчество этого замечательного композитора. Помимо разногласий у Ахматовой к Шостаковичу были и свои личные счеты. Этих двух непохожих и весьма амбициозных людей объединил блокадный Ленинград, в котором они оказались во время Великой Отечественной войны. И именно музыка Шостаковича, как позднее вспоминала поэтесса, помогла выжить ей и тысячам горожан в это страшное голодное время. В частности, речь идет о 7 симфонии, посвященной всем жителям Ленинграда, которая стала своеобразным гимном блокадного города, вымирающего, но не покоренного.

Рассказывая о музыке Шостаковича, поэтесса отмечает: «В ней что-то чудное горит, и на глазах края ее гранятся». Для Ахматовой каждая нота этого композитора является живой и осязаемой, способной наполнить человека силой, вернуть ему веру, надежду и желание созидать. Рассказывая о том впечатлении, которое оставляет музыка Шостаковича в душе, автор признается: Она одна со мною говорит, когда другие подойти боятся». Действительно, в конце 50-х годов Ахматова вновь подвергается гонениям за свои политические взгляды. Точнее, за их отсутствие и нежелание писать стихи по заказу партии. Ей чужда социалистическая идеология, что приводит к конфликту с властью и негласному указанию запретить к публикации произведения поэтессы. От Ахматовой отворачиваются даже очень близкие и верные друзья только ради того, чтобы самим не попасть в опалу. И вот тогда-то ее спасает музыка Шостаковича, в которой нет фальши или же намека на конъюнктуру.

В тот момент, когда «последний друг отвел глаза», произведения этого композитора не позволили поэтессе отказаться от своих убеждений и идеалов. Ахматова прожила очень долгую и сложную жизнь, которая могла бы сложиться совсем по-другому, если бы поэтесса приняла решение после революции уехать за границу. Но из чувства патриотизма она отказалась от этой затеи, а позже узнала, что точно также поступил и Шостакович, которому не раз выпадал случай остаться за границей, попросту не вернувшись в СССР с очередных гастролей. И эта любовь к родине не только сгладила все противоречия между двумя совершенно разными людьми, но и помогла им понять друг друга.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков.
Из биографии К. Чуковского
Известно, что Пушкин А. С. был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к "веселым девкам", а также имел замужних любовниц.
Из биографии А. С. Пушкина
Интересно, что у поэзии есть свой праздник. В 1999 году по инициативе ЮНЕСКО был учрежден Всемирный день поэзии, который отмечается 21 марта.
Абстрактное
Интересный факт: русскоязычные поэты могут использовать 5 различных стихотворных размеров, а арабские – 28.
Абстрактное
Статистический анализ 3,7 тысяч стихотворений русских поэтов показал, что «самым поэтичным» деревом является береза, которая упоминается в 84 стихотворениях. На втором месте находится сосна (51 упоминание), а на третьем – дуб (48 упоминаний).
Из архивов русской поэзии
© 2008 - 2020 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон