Анна Ахматова и Дмитрий Шостакович познакомились еще до войны. Они довольно часто встречались на различных культурных мероприятиях, хотя и не ладили между собой. По одной из версий, Шостакович не разделял взглядов поэтессы на диссидентство, считая, то не стоит помогать русским литераторам за рубежом, так как они открыто выступают против советской власти. Ахматова, в свою очередь, была убеждена, что страна должна знать своих героев, и даже ходатайствовала перед своими знакомыми редакторами журналов о том, чтобы они начали публиковать произведения эмигрантов.
Тем не менее, в 1958 году Анна Ахматова посвятила Шостаковичу стихотворение «Музыка», которое очень емко и точно характеризует творчество этого замечательного композитора. Помимо разногласий у Ахматовой к Шостаковичу были и свои личные счеты. Этих двух непохожих и весьма амбициозных людей объединил блокадный Ленинград, в котором они оказались во время Великой Отечественной войны. И именно музыка Шостаковича, как позднее вспоминала поэтесса, помогла выжить ей и тысячам горожан в это страшное голодное время. В частности, речь идет о 7 симфонии, посвященной всем жителям Ленинграда, которая стала своеобразным гимном блокадного города, вымирающего, но не покоренного.
Рассказывая о музыке Шостаковича, поэтесса отмечает: «В ней что-то чудное горит, и на глазах края ее гранятся». Для Ахматовой каждая нота этого композитора является живой и осязаемой, способной наполнить человека силой, вернуть ему веру, надежду и желание созидать. Рассказывая о том впечатлении, которое оставляет музыка Шостаковича в душе, автор признается: Она одна со мною говорит, когда другие подойти боятся». Действительно, в конце 50-х годов Ахматова вновь подвергается гонениям за свои политические взгляды. Точнее, за их отсутствие и нежелание писать стихи по заказу партии. Ей чужда социалистическая идеология, что приводит к конфликту с властью и негласному указанию запретить к публикации произведения поэтессы. От Ахматовой отворачиваются даже очень близкие и верные друзья только ради того, чтобы самим не попасть в опалу. И вот тогда-то ее спасает музыка Шостаковича, в которой нет фальши или же намека на конъюнктуру.
В тот момент, когда «последний друг отвел глаза», произведения этого композитора не позволили поэтессе отказаться от своих убеждений и идеалов. Ахматова прожила очень долгую и сложную жизнь, которая могла бы сложиться совсем по-другому, если бы поэтесса приняла решение после революции уехать за границу. Но из чувства патриотизма она отказалась от этой затеи, а позже узнала, что точно также поступил и Шостакович, которому не раз выпадал случай остаться за границей, попросту не вернувшись в СССР с очередных гастролей. И эта любовь к родине не только сгладила все противоречия между двумя совершенно разными людьми, но и помогла им понять друг друга.
Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!
Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!