Развитие средневековой литературы

8 861 0
3.9/5 - (12 голосов)

Средневековая литература берет своё начало в IV-V веках и завершает свое развитие в XV веке. Она формируется под влиянием христианства и двух культур – античной и варварской. Для неё был свойственен морально-дидактический характер. Средневековый человек ждал от литературы морали, вне ее исчезает всякий смысл произведения. Эта литература основана на христианских ценностях и стремится к эстетической безупречности. Христианская церковь того времени стояла во главе всех сторон жизни общества, а вера ее более требовательна и строга к моральным принципам людей, чем античные верования.

Литература Средневековья подразделяется на клерикальную и светскую.

Клерикальная – церковная литература, основанная на господстве клира – профессионального духовенства. Писалась на латыни или местных языках. Ее разделяют на следующие жанры:

  1. Богослужебный – песнопения, молитвы, гимны и литургическая поэзия. Впервые возникает рифма, нет церковных канонов (вплоть до XVI века).
  2. Агиография – жития святых. Пример наставнического чтения для верующих. Есть две разновидности агиографии: первая – описания жизни грешника-язычника, который узнав истину, преображался; а вторая – житие христианина. Последнее обладает характерными чертами: показ серьезности, добродетели, дара предвидения, отрешения от мира, мученической смерти. В XII веке оформляются в отдельный жанр провидение и аллегорическая поэзия.
  3. Летописный жанр, жанр хроники.
  4. Литургическая драма. Ставились сцены из Библии, было популярно чтение по ролям.
  5. Проповедь.

Одновременно существовала ироничная литература, созданная низшими клириками (священнослужителями).

В светской литературе значительное место заняли эпос, рассказы с поэтическими элементами – саги, записываемые христианскими монахами. Саги состояли из целых циклов преданий о героях и сказочных повествований, содержащие народную мудрость. На юге Европы становились популярными эпические поэмы, прославлявшие битвы и победы героев, которые боролись за христианскую веру. В поэмах главенствовал мотив служения государю, жертвенной вассальной верности. В них повествуется о ярости, страсти, коварстве и предательстве. Им свойственна романтизация героев и чувственная поэтизация.

Развивается городская жизнь, а вместе с ней и литература горожан, именуемых буржуа, которые надсмехались над укладом жизни крестьян, духовенства и феодалов в своих прозаических рассказах (фаблио, шванки и др.).

Тристан и ИзольдаВ XII — XIII веках в окружении феодалов развивалась рыцарская лирика. На турнирах, на пирах поэты изощрялись в особенностях словесного и музыкального искусства. Происходит расцвет лирики трубадуров и труверов, стихотворных романов. Труверы в своих поэтичных произведениях воспевали темы подвигов во имя возлюбленной, которые легли в основу рыцарских романов, таких как «Окассен и Николетт», «Тристан и Изольда», целых циклов романов о короле Артуре.

Трубадуры в своих стихах о любви вославляли даму сердца (к слову, она могла быть и вымышлена). И ввиду такого скудного разнообразия тем, трубадуры всемерно пытались разнообразить свои стихи. Они приукрашивали их рифмой, придумывали музыку к стихам, разрабатывали утонченные формы и жанры в поэзии. Таким образом, были созданы «альбы» (утренние песни влюбленных при прощании), серенады, пасторали (песни о сельской жизни), канцоны (любовные песни), баллады, романсы (выражавшие тоску об ушедшей возлюбленной).

Лирика трубадуров была на пике развития в Провансе, на юге Франции. Но Папа Римский, назвав их еретиками, объявил крестовый поход на Прованс. И впоследствии двадцатилетних войн поэзия трубадуров перестала существовать. Но след в европейской культуре она оставила весьма значительный.

В позднем Средневековье происходит послабление веры, религиозные сюжеты становятся основой для иронии и сатиры. Появляется поэзия, так называемых, вагантов — монахов, которые покидали монастыри. Позднее так называли и студентов, переходивших с одного места на другое. Благородство и нравственность этих людей оставляли желать лучшего. Церковные соборы их осуждали.

В это же время ценность приобрели знания. Образованных людей бюргеры активно приобщали для ведения своих дел. В ответ на необходимость в образовании формировались соборные школы, а позже, в XII-XIII века, появились первые университеты Европы. Литература в период позднего Средневековья достигла пика своего развития. Ярким примером этого является поэзия лиценциата и магистра искусств Франсуа Вийона.

Обобщая, можно сказать, что Средние века в литературе оставили отпечаток религиозного мышления. Произведения того времени обладают некой двойственностью: некоторые тексты близки к литературному труду, другие – ближе к фольклору. Вместе с тем, позднее Средневековье считается подготовительным этапом к расцвету буржуазной цивилизации и европейской культуры.

3.9/5 - (12 голосов)
Понравилась статья? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует эту статью!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
«Любая кухарка способна управлять государством», — такого Ленин никогда не говорил. Эту фразу ему приписали, взяв из поэмы Маяковского В. В. «Владимир Ильич Ленин».
Абстрактное
Статистический анализ 3,7 тысяч стихотворений русских поэтов показал, что «самым поэтичным» деревом является береза, которая упоминается в 84 стихотворениях. На втором месте находится сосна (51 упоминание), а на третьем – дуб (48 упоминаний).
Из архивов русской поэзии
В русской поэзии самое длинное название своему стихотворению придумал Гавриил Романович Державин. Оно звучит как «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».
Из архивов русской поэзии
Песня «Мохнатый шмель», которую исполняет Никита Михалков в кинофильме «Жестокий романс» – это положенное на музыку стихотворение Григория Кружкова «За цыганской звездой». Однако мало кто знает, что стихотворение Кружкова – это вольный перевод стихотворения Редьярда Киплинга “The Gypsy Trail”.
Абстрактное
После начала Второй Мировой войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась.
Из биографии М. Цветаевой
© 2008 - 2024 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон