Развитие средневековой литературы

1 017 0

Средневековая литература берет своё начало в IV-V веках и завершает свое развитие в XV веке. Она формируется под влиянием христианства и двух культур – античной и варварской. Для неё был свойственен морально-дидактический характер. Средневековый человек ждал от литературы морали, вне ее исчезает всякий смысл произведения. Эта литература основана на христианских ценностях и стремится к эстетической безупречности. Христианская церковь того времени стояла во главе всех сторон жизни общества, а вера ее более требовательна и строга к моральным принципам людей, чем античные верования.

Литература Средневековья подразделяется на клерикальную и светскую.

Клерикальная – церковная литература, основанная на господстве клира – профессионального духовенства. Писалась на латыни или местных языках. Ее разделяют на следующие жанры:

  1. Богослужебный – песнопения, молитвы, гимны и литургическая поэзия. Впервые возникает рифма, нет церковных канонов (вплоть до XVI века).
  2. Агиография – жития святых. Пример наставнического чтения для верующих. Есть две разновидности агиографии: первая – описания жизни грешника-язычника, который узнав истину, преображался; а вторая – житие христианина. Последнее обладает характерными чертами: показ серьезности, добродетели, дара предвидения, отрешения от мира, мученической смерти. В XII веке оформляются в отдельный жанр провидение и аллегорическая поэзия.
  3. Летописный жанр, жанр хроники.
  4. Литургическая драма. Ставились сцены из Библии, было популярно чтение по ролям.
  5. Проповедь.

Одновременно существовала ироничная литература, созданная низшими клириками (священнослужителями).

В светской литературе значительное место заняли эпос, рассказы с поэтическими элементами – саги, записываемые христианскими монахами. Саги состояли из целых циклов преданий о героях и сказочных повествований, содержащие народную мудрость. На юге Европы становились популярными эпические поэмы, прославлявшие битвы и победы героев, которые боролись за христианскую веру. В поэмах главенствовал мотив служения государю, жертвенной вассальной верности. В них повествуется о ярости, страсти, коварстве и предательстве. Им свойственна романтизация героев и чувственная поэтизация.

Развивается городская жизнь, а вместе с ней и литература горожан, именуемых буржуа, которые надсмехались над укладом жизни крестьян, духовенства и феодалов в своих прозаических рассказах (фаблио, шванки и др.).

Тристан и ИзольдаВ XII — XIII веках в окружении феодалов развивалась рыцарская лирика. На турнирах, на пирах поэты изощрялись в особенностях словесного и музыкального искусства. Происходит расцвет лирики трубадуров и труверов, стихотворных романов. Труверы в своих поэтичных произведениях воспевали темы подвигов во имя возлюбленной, которые легли в основу рыцарских романов, таких как «Окассен и Николетт», «Тристан и Изольда», целых циклов романов о короле Артуре.

Трубадуры в своих стихах о любви вославляли даму сердца (к слову, она могла быть и вымышлена). И ввиду такого скудного разнообразия тем, трубадуры всемерно пытались разнообразить свои стихи. Они приукрашивали их рифмой, придумывали музыку к стихам, разрабатывали утонченные формы и жанры в поэзии. Таким образом, были созданы «альбы» (утренние песни влюбленных при прощании), серенады, пасторали (песни о сельской жизни), канцоны (любовные песни), баллады, романсы (выражавшие тоску об ушедшей возлюбленной).

Лирика трубадуров была на пике развития в Провансе, на юге Франции. Но Папа Римский, назвав их еретиками, объявил крестовый поход на Прованс. И впоследствии двадцатилетних войн поэзия трубадуров перестала существовать. Но след в европейской культуре она оставила весьма значительный.

В позднем Средневековье происходит послабление веры, религиозные сюжеты становятся основой для иронии и сатиры. Появляется поэзия, так называемых, вагантов — монахов, которые покидали монастыри. Позднее так называли и студентов, переходивших с одного места на другое. Благородство и нравственность этих людей оставляли желать лучшего. Церковные соборы их осуждали.

В это же время ценность приобрели знания. Образованных людей бюргеры активно приобщали для ведения своих дел. В ответ на необходимость в образовании формировались соборные школы, а позже, в XII-XIII века, появились первые университеты Европы. Литература в период позднего Средневековья достигла пика своего развития. Ярким примером этого является поэзия лиценциата и магистра искусств Франсуа Вийона.

Обобщая, можно сказать, что Средние века в литературе оставили отпечаток религиозного мышления. Произведения того времени обладают некой двойственностью: некоторые тексты близки к литературному труду, другие – ближе к фольклору. Вместе с тем, позднее Средневековье считается подготовительным этапом к расцвету буржуазной цивилизации и европейской культуры.

Развитие средневековой литературы
5 (100%) голосов: 1
Понравилась статья? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует эту статью!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Русские поэты обогатили родной язык многими новыми словами, которые мы сегодня считаем обиходными. Благодаря стихам Игоря Северянина в наш лексикон вошло слово «бездарь», Велимир Хлебников придумал слово «изможденный» и дал название профессии летчика – до этого летчиков называли авиаторами.
Из архивов русской поэзии
Источник выражения «И ежу понятно» — вот это стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — Этот Петя был буржуй»).
Из архивов русской поэзии
В русской поэзии самое длинное название своему стихотворению придумал Гавриил Романович Державин. Оно звучит как «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».
Из архивов русской поэзии
Еще у Пушкина А. С. были карточные долги, и довольно серьезные. Он, правда, почти всегда находил средства их покрыть, но, когда случались какие-то задержки, он писал своим кредиторам злые эпиграммы и рисовал в тетрадях их карикатуры. Однажды такой лист нашли, и был большой скандал.
Из биографии А. С. Пушкина
В России в 1912 и 1914 годах выходили сборники стихов Пушкина, которые теперь стали библиографической редкостью: составителем сборников был некий В. Ленин, а предисловие написал А. Ульянов. Ленин — был псевдоним издателя Сытина (его дочку звали Еленой), а литературовед Ульянов был просто однофамильцем.
Из биографии А. С. Пушкина