Средневековая литература берет своё начало в IV-V веках и завершает свое развитие в XV веке. Она формируется под влиянием христианства и двух культур – античной и варварской. Для неё был свойственен морально-дидактический характер. Средневековый человек ждал от литературы морали, вне ее исчезает всякий смысл произведения. Эта литература основана на христианских ценностях и стремится к эстетической безупречности. Христианская церковь того времени стояла во главе всех сторон жизни общества, а вера ее более требовательна и строга к моральным принципам людей, чем античные верования.
Литература Средневековья подразделяется на клерикальную и светскую.
Клерикальная – церковная литература, основанная на господстве клира – профессионального духовенства. Писалась на латыни или местных языках. Ее разделяют на следующие жанры:
- Богослужебный – песнопения, молитвы, гимны и литургическая поэзия. Впервые возникает рифма, нет церковных канонов (вплоть до XVI века).
- Агиография – жития святых. Пример наставнического чтения для верующих. Есть две разновидности агиографии: первая – описания жизни грешника-язычника, который узнав истину, преображался; а вторая – житие христианина. Последнее обладает характерными чертами: показ серьезности, добродетели, дара предвидения, отрешения от мира, мученической смерти. В XII веке оформляются в отдельный жанр провидение и аллегорическая поэзия.
- Летописный жанр, жанр хроники.
- Литургическая драма. Ставились сцены из Библии, было популярно чтение по ролям.
- Проповедь.
Одновременно существовала ироничная литература, созданная низшими клириками (священнослужителями).
В светской литературе значительное место заняли эпос, рассказы с поэтическими элементами – саги, записываемые христианскими монахами. Саги состояли из целых циклов преданий о героях и сказочных повествований, содержащие народную мудрость. На юге Европы становились популярными эпические поэмы, прославлявшие битвы и победы героев, которые боролись за христианскую веру. В поэмах главенствовал мотив служения государю, жертвенной вассальной верности. В них повествуется о ярости, страсти, коварстве и предательстве. Им свойственна романтизация героев и чувственная поэтизация.
Развивается городская жизнь, а вместе с ней и литература горожан, именуемых буржуа, которые надсмехались над укладом жизни крестьян, духовенства и феодалов в своих прозаических рассказах (фаблио, шванки и др.).
В XII — XIII веках в окружении феодалов развивалась рыцарская лирика. На турнирах, на пирах поэты изощрялись в особенностях словесного и музыкального искусства. Происходит расцвет лирики трубадуров и труверов, стихотворных романов. Труверы в своих поэтичных произведениях воспевали темы подвигов во имя возлюбленной, которые легли в основу рыцарских романов, таких как «Окассен и Николетт», «Тристан и Изольда», целых циклов романов о короле Артуре.
Трубадуры в своих стихах о любви вославляли даму сердца (к слову, она могла быть и вымышлена). И ввиду такого скудного разнообразия тем, трубадуры всемерно пытались разнообразить свои стихи. Они приукрашивали их рифмой, придумывали музыку к стихам, разрабатывали утонченные формы и жанры в поэзии. Таким образом, были созданы «альбы» (утренние песни влюбленных при прощании), серенады, пасторали (песни о сельской жизни), канцоны (любовные песни), баллады, романсы (выражавшие тоску об ушедшей возлюбленной).
Лирика трубадуров была на пике развития в Провансе, на юге Франции. Но Папа Римский, назвав их еретиками, объявил крестовый поход на Прованс. И впоследствии двадцатилетних войн поэзия трубадуров перестала существовать. Но след в европейской культуре она оставила весьма значительный.
В позднем Средневековье происходит послабление веры, религиозные сюжеты становятся основой для иронии и сатиры. Появляется поэзия, так называемых, вагантов — монахов, которые покидали монастыри. Позднее так называли и студентов, переходивших с одного места на другое. Благородство и нравственность этих людей оставляли желать лучшего. Церковные соборы их осуждали.
В это же время ценность приобрели знания. Образованных людей бюргеры активно приобщали для ведения своих дел. В ответ на необходимость в образовании формировались соборные школы, а позже, в XII-XIII века, появились первые университеты Европы. Литература в период позднего Средневековья достигла пика своего развития. Ярким примером этого является поэзия лиценциата и магистра искусств Франсуа Вийона.
Обобщая, можно сказать, что Средние века в литературе оставили отпечаток религиозного мышления. Произведения того времени обладают некой двойственностью: некоторые тексты близки к литературному труду, другие – ближе к фольклору. Вместе с тем, позднее Средневековье считается подготовительным этапом к расцвету буржуазной цивилизации и европейской культуры.
Будьте первым, кто прокомментирует эту статью!
Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!