Белый стих в русской поэзии

16 217 0
4.2/5 - (5 голосов)

Белым стихом называют стих с отсутствием рифмы, у окончания строк которого нет созвучия. Несмотря на это, строфы записывают, учитывая требования метрики. Таким образом, для них характерно равное число стоп, и они выдержаны в одном размере. Это может быть белый ямб, белый дольник или белый анапест.

Сам термин был позаимствован из английской поэтики, где стихи без рифмы именовали blank verse («blank» — сгладить, стереть, уничтожить). Родоначальник белого стиха — безрифменный стих. Он широко применялся в античной и европейской поэзии.

Первым, кто воспользовался данным жанром в русской поэзии — поэт и учёный XVIII века Василий Тредиаковский. Он увидел своеобразие в ритме, метре и размере, а не в рифме. Поэт первым начал писать гекзаметры (шестистопные белые стихи). Позже Антиох Кантемир, русский поэт-сатирик и дипломат эпохи Просвещения, занимался переводами произведений Квинта Горация Флакса, таких как «Анакреонтовы песни» и «Письма».

К поэтам начала XIX века, обращавшимся к белому стиху в своем творчестве, можно отнести Александра Пушкина, Алексея Кольцова, Василия Жуковского. Отсутствие рифмы поэты восполняют образностью, мелодичным ритмом, наличием клаузулы.

Белый стих стоит отличать от «холостого стиха». «Холостыми» называют стихи, у которых присутствуют незарифмованные строки среди рифмованных. Ввиду того, как располагаются подобные строки, различают несколько схем рифмовки. Наиболее часто употребляющаяся рифмовка типа рифмованные чётные строки и нерифмованные нечетные, впоследствии названа «гейневской». Примерами в русской поэзии таких стихов может служить трагедия «Борис Годунов» А. Пушкина. А именно момент, когда Лжедмитрий говорит монолог «Тень Грозного меня усыновила». Такая смена на нерифмованную форму подчеркивает изменения эмоционального состояния героя.

Русская поэзия позаимствовала у английской белый пятистопный ямб, в частности, у Шекспира. И закрепилась характерная черта: использование белого стиха, в основном, в драматических и лирических жанрах. Примерами могут быть «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» А. К. Толстого». Литература обогащается элегиями, написанными в сходной форме и получившими распространение в первой половине XIX века. Белый четырехстопный хорей, в противовес, употребляли в эпических жанрах: в переводах В. А. Жуковского, в переводе И. А. Буниным произведения Лонгфелло «Песнь о Гайавате», в «Песни о Буревестнике» М. Горького.

Фактически все поэты «серебряного века» обращались к белому стиху: Александр Блок — цикл «Вольные мысли», Анна Ахматова«Божий ангел, зимним утром», «Когда человек умирает», Иосиф Бродский«Лучше всего спалось на Савёловском» и другие. В русской поэзии употребление белого стиха в философских размышлениях, в описаниях внутренних душевных переживаний стало уже традицией.

4.2/5 - (5 голосов)
Понравилась статья? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует эту статью!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве — ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины.
Из биографии В. В. Маяковского
Известно, что Пушкин А. С. был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к "веселым девкам", а также имел замужних любовниц.
Из биографии А. С. Пушкина
Интересно, что у поэзии есть свой праздник. В 1999 году по инициативе ЮНЕСКО был учрежден Всемирный день поэзии, который отмечается 21 марта.
Абстрактное
Интересный факт: русскоязычные поэты могут использовать 5 различных стихотворных размеров, а арабские – 28.
Абстрактное
Статистический анализ 3,7 тысяч стихотворений русских поэтов показал, что «самым поэтичным» деревом является береза, которая упоминается в 84 стихотворениях. На втором месте находится сосна (51 упоминание), а на третьем – дуб (48 упоминаний).
Из архивов русской поэзии