Белым стихом называют стих с отсутствием рифмы, у окончания строк которого нет созвучия. Несмотря на это, строфы записывают, учитывая требования метрики. Таким образом, для них характерно равное число стоп, и они выдержаны в одном размере. Это может быть белый ямб, белый дольник или белый анапест.
Сам термин был позаимствован из английской поэтики, где стихи без рифмы именовали blank verse («blank» — сгладить, стереть, уничтожить). Родоначальник белого стиха — безрифменный стих. Он широко применялся в античной и европейской поэзии.
Первым, кто воспользовался данным жанром в русской поэзии — поэт и учёный XVIII века Василий Тредиаковский. Он увидел своеобразие в ритме, метре и размере, а не в рифме. Поэт первым начал писать гекзаметры (шестистопные белые стихи). Позже Антиох Кантемир, русский поэт-сатирик и дипломат эпохи Просвещения, занимался переводами произведений Квинта Горация Флакса, таких как «Анакреонтовы песни» и «Письма».
К поэтам начала XIX века, обращавшимся к белому стиху в своем творчестве, можно отнести Александра Пушкина, Алексея Кольцова, Василия Жуковского. Отсутствие рифмы поэты восполняют образностью, мелодичным ритмом, наличием клаузулы.
Возможно, Вам понравится статья «Девять муз Древней Греции».
Белый стих стоит отличать от «холостого стиха». «Холостыми» называют стихи, у которых присутствуют незарифмованные строки среди рифмованных. Ввиду того, как располагаются подобные строки, различают несколько схем рифмовки. Наиболее часто употребляющаяся рифмовка типа рифмованные чётные строки и нерифмованные нечетные, впоследствии названа «гейневской». Примерами в русской поэзии таких стихов может служить трагедия «Борис Годунов» А. Пушкина. А именно момент, когда Лжедмитрий говорит монолог «Тень Грозного меня усыновила». Такая смена на нерифмованную форму подчеркивает изменения эмоционального состояния героя.
Русская поэзия позаимствовала у английской белый пятистопный ямб, в частности, у Шекспира. И закрепилась характерная черта: использование белого стиха, в основном, в драматических и лирических жанрах. Примерами могут быть «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» А. К. Толстого». Литература обогащается элегиями, написанными в сходной форме и получившими распространение в первой половине XIX века. Белый четырехстопный хорей, в противовес, употребляли в эпических жанрах: в переводах В. А. Жуковского, в переводе И. А. Буниным произведения Лонгфелло «Песнь о Гайавате», в «Песни о Буревестнике» М. Горького.
Фактически все поэты «серебряного века» обращались к белому стиху: Александр Блок — цикл «Вольные мысли», Анна Ахматова — «Божий ангел, зимним утром», «Когда человек умирает», Иосиф Бродский — «Лучше всего спалось на Савёловском» и другие. В русской поэзии употребление белого стиха в философских размышлениях, в описаниях внутренних душевных переживаний стало уже традицией.
Будьте первым, кто прокомментирует эту статью!
Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!