Наравне с термином «моностих», иногда еще употребляют термин «однострок», придуманный Владимиром Марковым. Вне научной литературы существует и такое понятие как «одностишие». Однако последнее чаще используется при обозначении отдельного отрывка стиха в многострочном стихотворении.
Кузмин Д. о русском моностихе написал достаточно много в своих работах. В них же поэт называет однострок «вишнестихом». Почему, вы узнаете ниже.
Что такое моностих
Можно дать следующее определение.
Моностих – это стихотворение, которое состоит из одной строки. Оно имеет законченную смысловую, синтаксическую и метрическую структуру. Обычно подразумевает длинную строку, которая укладывается в длинный размер (александрийский стих или гекзаметр).
Эта литературная форма является довольно противоречивым явлением, вызывающим множество дискуссий. Одни учёные считают, что моностих – это поэзия, другие – проза.
Над этим вопросом работали такие известные филологи как Шенгели Г.А., Кормилов С.И., Бирюков С.И., Гаспаров М.Л., Лотман Ю.М., Скулачёва Т.В, Томашевский Б.В. Они посвятили этому множество сочинений, однако так и не пришли к единому мнению.
Моностих в русской поэзии и его виды
Моностих привился в русской поэзии. Об этом свидетельствуют множество образцов такого творчества. И это оправданно, ведь однострок опирается на древние фольклорные традиции (поговорки, пословицы, прибаутки, скороговорки, загадки), что просто не могло не получить распространения.
Существует несколько видов моностиха. Об этом можно узнать из работ Кормилова С.И., Маркова В.Ф., Кузьмина Д.В., Бирюкова С.Е. Все виды написаны по аналогии с образцами фольклора. И среди всех особо выделяется рифмованный моностих. Он облегчённый, афористичный, удобный для запоминания стих, который имеет явную общую типологию с пословицами.
Приведём в пример и сравним современные рифмованные одностроки с русскими пословицами.
Моностих современный:
«Кого премируют — того и кремируют».
(П. Байков)
«Казановой стать не смог, потому что падал с ног».
(Е. Гаммер)
Пословица:
Либо мед пить, либо биту быть.
Есть в мошне, так будет и в квашне.
Можно с уверенностью сказать, что примеры имеют много общего. Это и рифмовка, и афористичность, и однострочность, и метрическая упорядоченность, и простота запоминания.
В отдельный класс можно выделить заумные моностихи. Они отличаются усложнённой поэтической конструкцией. Более сложные для восприятия, но наиболее репрезентативно указывают черты поэтического языка. Заумные одностроки можно увидеть в работах Никонова Р., Бирюкова С., Харитонова Е.В.
Сравним русские-народные припевы и заумные моностихи.
Заумный моностих:
«Кабы была бы кобыла — не била… Кобыла бы кабы была!»
(Харитонов Е.В.)
«Не дам вам дам, Ван Дамм!»
(Харитонов Е.В.)
«Цап кацапа Кац, Каца цап кацап».
(Харитонов Е.В.)
Русский-народный припев:
«Ай, авсень, ай, авсень! Таусень, таусень!»
«Ай, люли, люли! Ай, люшеньки, люли! Сею, вею, вею, вью!»
«Черви, жлуди, вины, бубны! Шинь, пень — шиварган!»
В основе моностихов Харитонова Е.В. припевы и скороговорки, что уплотняют конструкцию стиха, делают её непохожей на прозу и максимально концентрированной.
Существует и такое понятие, как «кичевость» (определение ввёл Федотов О.И.). Оно явление оценочное и субъективное. «Кичевые моностихи» довольно распространены на сегодняшний день. Приведём пример из творчества известного автора Вишневского В.:
«Любимая, да ты и собеседник!..»
«Есть вещи, что не купишь и за «баксы»!»
«Прошло влеченье — началась взаимность…»
«Как горько — потерять товарный вид».
Отличительная черта этого вида однострока (или же еще «вишнестиха» по Кузьмину Д.В.) – ирония, слабая насыщенность тропами и быстрая реакция аудитории. Он тоже продолжает образы фольклора, которые и стали фольклорными, потому что не были отягощены поэтическими сложными фигурами. В данном случае основная фигура – это ирония.
Однако, несмотря на свою популярность, такой стих сложно назвать поэзией.
Кузьмин Д.В. о русском моностихе пишет следующее:
«К четвертому периоду можно отнести лозунги и «крылатые фразы» государственных деятелей советских времен. Большинство из них не является произведением какого-либо автора. «Политический» моностих становится «идейным», четко выстроенным, подразумевающим конкретные события. В нем не звучат глобальные, «вечные» темы, они подменяются политической злободневностью. С одной стороны, исчезает внутренняя недосказанность: моностих понятен людям, живущим в советское время, хорошо знающим положение дел в стране. Но с другой — увеличивается внешняя недосказанность: посторонний человек вряд ли поймет, о чем идет речь. Самые известные одностроки четвертого периода: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Все для фронта, все для победы!», «Жить стало лучше, жить стало веселее!» (И. Сталин.)»
Это понятно, что афоризмы и слоганы выше — это одностроки. Но нельзя и сказать, что фразы поэзией не являются. Иначе получается, что поэзия – это всё, что начертано на бумаге в определённой последовательности.
Профессор Орлицкий Ю.Б. комментирует:
«Вернемся, однако, к проблеме разграничения стиха и прозы в их аутентичной, письменной репрезентации. Применительно к ней и только к ней можно говорить о возможности строгого разграничения большего числа текстов на стихотворные и прозаические, опираясь при этом на строго формальный и поэтому логически непротиворечивый признак: формы расположения текста на листе бумаги. Проще говоря, стих — это то, что располагается в «столбик», а проза — то, что пишется и печатается в «строчку».
Орлицкого Ю.Б. поддерживают и Гаспаров М.Л., Бирюков С.Е.
Кузьмин Д.В. составил «Антологию русского моностиха», стихи откуда приведены ниже.
«Клерки тянутся к лирике».
(Иорданский Е.)
«Мама плачет, глядя, как я ем…»
(Грушко П.)
Однако, имеют ли приведённые строки отношение к данной поэзии? Вряд ли. Им недостаёт образности, тропонасыщенности… Их сложно адекватно воспринимать обычному человеку.
Выделим еще один вид моностиха – палиндромический. В нём присутствует особая суггестивность и насыщенность тропами.
«Око коралла — рококо».
(Степанов В.)
«Не реви, чуду будучи верен».
(Крепс М.)
Во всех примерах присутствует палиндромичность (помимо сравнений, метафор). Это ещё раз указывает на выразительность текста поэта.
В настоящее время существует немало авторов, для которых однострочная поэзия стала любимой: Габриель А., Беньяминов С., Аль М., Гаммер Е., Владимиров В., Бобырев И., Лакоба С., Перфильев Ю., Констиктор Б., Арфеев А., Федулов А., Чернышев Д., Лощилов И., Харитонов Е.В., Вишневский В., Куприянов В., Бирюков С. И другие. Их книги выходят, публикуются стихи… Среди них множество образцов истинной однострочной поэзии.
Примеры
Множество примеров однострока было приведено выше, однако вот еще несколько.
«Словно ущелья гор обрывистых в молодости был я».
(Архилох, перевод Вересаева В.)
«Покойся, милый прах, до радостного утра».
(Карамзин Н.)
«Рим золотой, обитель богов, меж градами первый».
(Авсоний, перевод Брюсова В.Я.)
«О, закрой свои бледные ноги».
(Брюсов В.Я.)
«Окоп копаю. Может быть – могилу».
(Субботин В.Е.)
«И кожей одной и то ты единственна».
(Вермель С.М.)
«За дам по задам задом задам».
(Даниил Хармс)
«Вы не устали без устали в стали военных доспехов неправедной власти давить нас маразмом расхлыстанной масти с оскалом и пеной у пасти».
(Токов И.)
«Я еще тут».
(Ахметьев И.)
«Сейчас у нас дешевле — заплатить…»
(Вишневский В.)
«Считайте ДЕНЬГИ — чтоб их не считать…»
(Вишневский В.)
По итогу статьи можно выделить основные моменты.
- Однострок в русской литературе развивается динамично.
- Протообраз моностиха – фольклор (загадки, скороговорки, прибаутки, поговорки, пословицы).
- Выделяют несколько видов однострока: заумный моностих, рифмованный, палиндромический и др.
- Следует различать однострочную поэзию и однострок.
- Однострочная поэзия представляет собой организованное произведение, которое состоит из одной строки, имеет в основе образ, метафору или другую фигуру, обладает интонацией автора.
Будьте первым, кто прокомментирует эту статью!
Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!