Анализ стихотворения Блока «Поднимались из тьмы погребов…»

1 191 0
Rate this post

Являясь убежденным символистом, Александр Блок, тем не менее, в своем раннем творчестве нередко обращался к философским темам. В частности, поэта очень волновала судьба человечества и ход времени. Размышляя о том, как скоротечна жизнь, Блок пришел к выводу, что в этом есть не только своя прелесть, но и высшая мудрость. Общество не может развиваться, лишенное новых идей и взглядов. Однако дать их миру могут лишь люди следующих поколений, которые придут на смену нынешним. Именно этой теме и посвящено стихотворение «Поднимались из тьмы погребов…», написанное в 1904 году.

Рассказывая о том, как происходит смена времен, поэт использовал очень яркие и красочные образы. Так, описывая процесс появления новых людей, готовых изменить этот мир, поэт отмечает: «Тихо выросли шумы шагов, словеса незнакомых наречий». Автор подчеркивает, что этот процесс будет происходить постепенно, однако он неизбежен, потому что с каждым днем прибывают все новые и новые люди, а старое поколение уходит в небытие. Новобранцы же, по образному выражению Блока, несут с собой «кирки и лопаты». Их они будут использовать для того, чтобы разрушить старый мир и построить свой.

Новых людей поэт сравнивает с шелестящим потоком, который заполняет городские улицы, «затрудняя проток экипажей». Именно этому поколению строителей предстоит преобразить не только величественный Санкт-Петербург, но и всю Россию. И эта идея очень импонирует поэту, который восклицает: «Пусть заменят нас новые люди!». Автор убежден, что они смогут привнести в этот мир много разумного и полезного, что является вполне естественным ходом событий. По мнению Блока, уход из жизни старого поколения неизбежен, однако он не будет сопровождаться катастрофой. «Затопили нас волны времен, и была наша участь – мгновенна», — отмечает поэт. К подобному обновлению он относится, как к неизбежности, считая, что человеческая жизнь – лишь маленький камешек, из которого строится Вселенная. А значит, она практически ничего не стоит.

Сам того не ведая, Александр Блок этим стихотворением предвосхитил надвигающуюся революцию. Однако если события 1905 года поэт воспринял с энтузиазмом, то октябрьский переворот поселил в его душе некоторые сомнения относительно того, что новое поколение действительно в состоянии сделать мир лучше и чище, а не утопить его в крови невинных жертв, которые неизбежны, когда смена общественных формаций происходит насильственным путем.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Rate this post
Понравился анализ стихотворения? Оставьте свой комментарий!
Обычные комментарии
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует или дополнит этот анализ!

Помните, что все комментарии модерируются, соблюдайте пожалуйста правила сайта и простые правила приличия! Уважайте и цените друг друга, и, пожалуйста, не ругайтесь!

Добавить комментарий

5 случайных фактов
«Любая кухарка способна управлять государством», — такого Ленин никогда не говорил. Эту фразу ему приписали, взяв из поэмы Маяковского В. В. «Владимир Ильич Ленин».
Абстрактное
Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков.
Из биографии К. Чуковского
Известно, что Пушкин А. С. был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. И, уже будучи женатым, продолжал наведываться к "веселым девкам", а также имел замужних любовниц.
Из биографии А. С. Пушкина
Интересно, что у поэзии есть свой праздник. В 1999 году по инициативе ЮНЕСКО был учрежден Всемирный день поэзии, который отмечается 21 марта.
Абстрактное
Интересный факт: русскоязычные поэты могут использовать 5 различных стихотворных размеров, а арабские – 28.
Абстрактное
© 2008 - 2025 Сборник русской поэзии "Лирикон"
Рейтинг сборника русской поэзии Лирикон